Памяти академика РАН Игоря Ростиславовича Шафаревича
19 февраля 2017 года в на 94-м году жизни умер Игорь Ростиславович Шафаревич, доктор физико-математических наук, известный математик, выдающийся мыслитель, выдающийся Гражданин России
В 1958 году (в возрасте 35 лет) он был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению физико-математических наук. В 1991 году избран академиком РАН по Секции математики, механики, информатики. Иностранный член Национальной академии деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», член Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США, Американской академии искусств и наук. Почётный доктор университета Париж XI (Орсэ).
Настоящий учёный – всегда Гражданин. Активная и честная гражданская позиция неизменно приводила Игоря Ростиславовича в стан оппозиционеров патриотического направления.
В 1955 году он подписал «Письмо трёхсот» советских учёных в Президиум ЦК КПСС, содержащее оценку плачевного состояния биологии в СССР и критику лысенковщины.
Либералы упорно навешивают Шафаревичу ярлык диссидента, поскольку он в 1973 году написал открытое письмо в защиту Сахарова, был участником изданного по инициативе Солженицына сборника статей «Из-под глыб», протестовал против ареста и выдворения за пределы СССР Солженицына.
После издания сборника Шафаревич дал пресс-конференцию иностранным корреспондентам в Москве. В 1975 году был уволен из МГУ.
В 1982 году он опубликовал за рубежом и в самиздате эссе «Русофобия». В этой работе Шафаревич использовал идеи известного французского историка начала XX века Огюстена Кошена, который разработал идею о «малом народе» - антинациональной элите, навязавшей «большому народу» свои идеи и таким образом явившейся подлинной причиной и движущей силой французской революции. По мнению Игоря Ростиславовича, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, по Шафаревичу, каким-либо этнонациональным образованием (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями.
Опубликование эссе превратило автора в персону нон-грата среди «демократической» интеллигенции.
После напечатания «Русофобии» в СССР в 1989 году в журнале «Наш современник» и в «Книжном обозрении» появилось письмо протеста против взглядов Шафаревича за 31 подписью, включая Юрия Афанасьева, Дмитрия Лихачёва, Андрея Сахарова. В 1992 году более 400 математиков опубликовали в «Notices of the American Mathematical Society» открытое коллективное обращение к Шафаревичу с просьбой пересмотреть позицию, опубликованную в «Русофобии», а 16 июля 1992 года Национальная академия наук США обратилась к учёному с просьбой добровольно отказаться от членства в ней, так как процедуры исключения из академии не существует; подобной просьбы прежде не возникало за всю 129-летнюю историю этой академии. Однако ряд известных иностранных математиков выступили против таких действий Академии, назвав их «политкорректной охотой на ведьм». Совет Американского математического общества также выпустил специальное заявление, в котором выразил своё осуждение якобы «антисемитских работ И. Р. Шафаревича». В 2003 году Шафаревич сам вышел из состава НАН США в знак протеста против американской агрессии в Ираке.
В 1989 году Шафаревич опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Две дороги - к одному обрыву», содержащую критику и социализма, и западной демократии. В 1990 году он подписал «Письмо 74-х», в нём осуждалась русофобия СМИ СССР, которые создавали образ русского человека - «великодержавного шовиниста», угрожающего другим нациям и народам. В письме говорилось, что «Прогрессивная» пресса, в том числе и органы ЦК КПСС, насаждают кощунственное понятие «русского фашизма», чтобы отвлечь внимание народа от внешних угроз.
Если бы среди руководителей СССР нашлись умные люди, патриоты своей страны, они не вытолкнули бы Шафаревича в оппозицию, а ввели бы во властные структуры хотя бы в качестве советника. Он видел главную опасность и помог бы её нейтрализовать, и тогда, быть может, не разрушился бы Советский Союз, не разграбили бы его чубайсовской приватизацией. Мы не прошли бы сквозь кровь чеченских войн, не испытали бы кошмара Киевского майдана и бойни на Донбассе.
21 декабря 1991 года Шафаревич участвовал в 1-м съезде Российского общенародного союза (РОС) Сергея Бабурина. 9 февраля 1992 года был избран членом Центральной Думы Российского Народного собрания. В октябре 1992 года входил в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). В 1993 году был в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы от Конституционно-демократической партии - Партии народной свободы (КДП-ПНС) Михаила Астафьева (список не собрал нужного количества подписей). В 1994 году Шафаревич вошёл во Всероссийский национальный правый центр (ВНПЦ) Михаила Астафьева и Наталии Нарочницкой.
Шафаревич был членом редколлегии журнала «Наш современник», в 1991-1992 годах входил в редколлегию газеты «День» Александра Проханова (после запрещения в 1993 году - газета «Завтра»).
Книга Шафаревича «Русский вопрос» была включена издательствами «Алгоритм» и «Эксмо» в книжную серию «Классика русской мысли». Его работы «Русофобия» и посвящённая той же проблеме «Трёхтысячелетняя загадка», - национальные бестселлеры.
Став активным участником, идеологом, знаменем русского национально-освободительного движения, Игорь Ростиславович использовал свой могучий авторитет для защиты своих единомышленников и соратников от репрессий либералов во власти.
Спасая человечество, он берёг каждого человека.
Он участвовал в кампаниях защиты от преследований автора книги «Иго иудейское» Бориса Миронова. Уже будучи серьёзно больным, Шафаревич подписал письмо в защиту невинно осуждённого полковника Владимира Квачкова. Более 130 виднейших учёных страны, в том числе легендарный академик Владимир Николаевич Страхов, организатор Движения За Возрождение Отечественной Науки в начале 2011 года, подписали это письмо, однако властные чиновники проигнорировали мнение лучших мыслителей страны, что, несомненно, приведёт к печальным последствиям для страны и для них лично.
Естественно, в либеральной России, где русофобия – официальная политика государства, имя Игоря Ростиславовича Шафаревича либо замалчивалось, либо даже являлось в комплекте с определением «фашист», хотя такое определение больше подошло бы самим обвинителям.
Но идеи Шафаревича сегодня подхвачены тысячами, сотнями тысяч экспертов, политиков, публицистов, активистов патриотических, национально-освободительных движений всего мира.
Процитируем И.Шафаревича: «… русский кризис - на самом деле не только русский. Это мировой кризис, с каким-то особым отражением в России… разрешиться судьба России может только в мировом масштабе».
Идеи Игоря Шафаревича сегодня наполняют не только сотни тысяч бумажных изданий – книги, брошюры, газеты… Миллионами ручейков они растекаются по всемирной Сети – по сайтам, блогам, социальным сетям... И эти потоки не остановить.
Жизнь большого мыслителя не заканчивается с его физической кончиной.
Антипенко Л.Г., кандидат философских наук
Докучаева А.В., кандидат физико-математических наук
Лисовский Ю.А., кандидат физико-математических наук
Самарин А.Н., кандидат философских наук
Удалова С.Н., глава научно-просветительского издательства «Белые Альвы»
Фионова Л.К., доктор физико-математических наук
Шабалин А.П., кандидат технических наук
__________________
комментариев нет