10 шагов к достойной жизни. Шаг 3. Реформировать НДС
НДС касается всех. В цену покупаемых нами товаров входит налог на добавленную стоимость (НДС); для одних товаров – 18%, для других – 10%. В одних магазинах НДС указывают в чеке, в других – не указывают, но в цене он все равно есть.
В.М. Симчера, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки
М.Д. Абрамов, к.т.н., президент ЭАЦ «Модернизация»
Десять шагов к достойной жизни. Это много или мало?
В переводе с деклараций на язык конкретных рекомендаций и цифр это означает:
Шаг 3. Коренным образом реформировать НДС.
НДС касается всех. В цену покупаемых нами товаров входит налог на добавленную стоимость (НДС); для одних товаров – 18%, для других – 10%. В одних магазинах НДС указывают в чеке, в других – не указывают, но в цене он все равно есть. Индивидуальные предприниматели и предприниматели, работающие на Упрощенной системе налогообложения (УСН), НДС не платят, но в цене покупаемых ими товаров НДС есть и переходит в цену их продукции.
НДС – самый проблемный налог в России. Вместе с тем, НДС – один из основных источников доходов бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. или 32% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога. Основная ставка НДС – 18%. Некоторые виды продукции облагаются по ставке 10%, а некоторые – 0%. Экспорт НДС не облагается. Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Третий парадокс – показателя «добавленная стоимость» и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС.
Анализ собираемости НДС показал, что при номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 4,28%. Расчет простой: сумму собранного НДС, указанную ФНС в Форме 1-НОМ, делим на добавленную стоимость облагаемой НДС продукции, указанную Росстатом, и получаем собираемость НДС менее 30%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но собираемость НДС 22,1% получена на примере анализа реальных отчетных данных одной из областных налоговых инспекций России.
Данные[1] министра финансов А. Силуанова о собираемости НДС 94% явно преувеличены. В Европейском союзе собираемость НДС не превышает 75-80%.
Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.
Эти проблемы создает Федеральная налоговая служба. «Она с каждым годом работает эффективней – растет собираемость налогов, растет уровень автоматизации, растут риски для тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В частности, налоговой службой создана Система АСК НДС-2, которая позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. По данным ФНС, за период действия системы, количество фиктивных компаний сократилось более, чем в два раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями – почти в 15 раз. По оценке Налоговой службы, благодаря АСК НДС-2 за семь месяцев 2017 года в бюджет дополнительно поступило НДС на сумму 93 млрд рублей».[2]
Но чем эффективней работает ФНС, тем интенсивней разрушается экономика России.
По данным экспертов Высшей школы экономики, «в настоящий момент 10% работающих в России предприятий находятся в предбанкротном состоянии… Доля абсолютно благополучных промышленных компаний в стране – не более 12-14%. Многие из этих предприятий в той или иной степени аффилированы с государством… Несмотря на то, что формально налоги не повышаются, на деле сборы с бизнеса растут… Несмотря на падение прибылей в целом по экономике на 10,9% за первое полугодие 2017 г., ФНС отчиталась о росте сборов в бюджет на треть».[3]
По данным экспертов ЦМАКП, «по состоянию на январь 2017 года, в течение последних 20 месяцев ежемесячно банкротится от 1000 до 1050 предприятий».[4]
Ни это ли результат повышения эффективности ФНС?
Прежде чем «закручивать гайки» и повышать или вводить новые налоги, необходимо разработать современную систему налогообложения и, в частности, оптимизировать ставки налогов до разумного уровня и улучшить налоговое администрирование. Налоги должны быть минимальными, а их собираемость – максимальной.
Интересен опыт США и Китая.
В США нет НДС. Но в 2007 году там был опубликован Доклад Управления налоговой политики Министерства Финансов США «Стратегия США в сфере налогообложения бизнеса в 21 веке».[5] По мнению правительства США, «американцы заслуживают, чтобы налоговая система в их стране была простой, справедливой и способствующей экономическому росту, и процветанию, – в полной гармонии с привычным динамизмом в их экономической жизни». Авторы исследования на основе мирового опыта, вместо применяемого в других странах НДС и Налога на прибыль предлагают ввести Налог на деловую активность – Business activities Tax – BAT (БАТ) с расширенной базой обложения и представляющий собой тип налога на потребление. В докладе сказано: «БАТ – это налог на товары и услуги, проданные потребителям. Налоговая база БАТ равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Для экономики в целом, налоговая база БАТ – это продажи реальных товаров и услуг потребителям, поскольку продажи, реализуемые между бизнесами (В-to-В) вычитаются из налоговой базы этого налога. В целом, БАТ подобен НДС, применяемому многими странами мира. Однако, НДС в этих странах основан на методе «зачета по фактурам». В отличие от этого, исчисление БАТ основано на методе «вычета» (исключения). БАТ будет взиматься по ставке примерно 5%-6% и будет давать поступления, равные тем, которые приносят сейчас все действующие в США бизнес-налоги». Конец цитаты.
Сумма БАТ, подлежащего уплате, полностью определяется величиной созданной предприятием добавленной стоимости и не зависит от действий его поставщиков и партнеров. По мнению авторов Доклада, введение БАТ позволит увеличить экономический рост в США ориентировочно на 2,0%-2,5%.
В Китае доходы от сбора НДС составляют свыше 60% доходов от всех взимаемых налогов. Этот налог относится к государственным налогам, взимаемым на государственном уровне налоговыми органами. 75% от дохода по сбору НДС отходит к доходам центрального бюджета и 25% относится к местным доходам. НДС, взимаемый при импорте, относится к ведению таможенных органов. Доход от его сбора отходит целиком в центральный бюджет. Основная ставка НДС – 17%, пониженная ставка для некоторых видов товаров – 13%, для некоторых видов услуг и экспорта 0%. Ставки возврата НДС экспортерам колеблются от 0% до 17% в зависимости от заинтересованности государства в стимулировании тех или иных отраслей промышленности.
Китай использует различные стратегии, чтобы «охладить» рост экспорта и увеличить оборот внутреннего рынка. В последние годы Китай ведет целенаправленную политику по ограничению и даже отмене возврата НДС за экспорт многих видов продукции. По сообщению Mysteel.net[6], начиная с 01.07.2007 Китай отменил возврат НДС на экспорт 533 товаров.
В последние годы Правительство Китая стало все активнее прибегать к использованию тарифных рычагов в борьбе с нерациональным экспортом редких металлов. Последним шагом в данном направлении стало решение ввести с 01.06.2007 временный тариф в размере 15% на экспорт руд вольфрама, молибдена и редкоземельных металлов, а также тарифы в размере 5-15% на экспорт редкоземельных металлов и некоторой другой продукции.[7]
Наши рекомендации по совершенствованию НДС по существу совпадают с предложениями США. Мы предлагаем ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве налоговой базы НДС и основного отчетного показателя деятельности предприятия. Парадокс – президент нас призывает обеспечить рост добавленной стоимости, а такого показателя среди отчетных показателей нет. Добавленная стоимость в расчетном периоде, (как и для БАТ в отчете США), равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Мы предлагаем установить единую ставку НДС, равную 8%; сократить число льгот по НДС; НДС к уплате считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; по опыту Китая отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья; 50% НДС оставлять регионам, что компенсирует им потери при введении предлагаемого нами необлагаемого подоходным налогом минимума в 20 тыс. руб./мес. (см. выше).
Реализация мер совершенствования НДС улучшит предпринимательский климат – упростится администрирование, снизится налоговая нагрузка на предприятие и ему будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно тот платит НДС в бюджет. Кроме того, будут снижены розничные цены, сократится число дотационных регионов, повысится собираемость НДС с 30% до 90% и бюджет получит дополнительно от 2,0 до 2,5 трлн. руб. ежегодно.
[1] «Силуанов пообещал «непопулярные решения» по налогам», РБК, 2014 https://www.rbc.ru/economics/14/07/2014/57041f409a794760d3d3ff51
[2] Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2017 года, https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6972617/
[3] ВШЭ: Каждый десятый завод в России находится на грани банкротства, 01.09.2017, http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vshe-kazhdy-desyaty-zavod-v-rossii-nakhoditsya-na-grani-bankrotstva-1002301618
[4] Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции, I квартал 2017, ЦМАКП, 2017, http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Bnkrpc-1-17.pdf
[5] «Approaches to Improve the Competitiveness of the U.S. Business Tax System for the 21st Century», Office of Tax Policy U.S. Department of the Treasury December 20, 2007. Перевод отрывков доклада на русский язык выполнен В.А. Кашиным, д.э.н., государственным советником налоговой службы II ранга.
2 комментария
.
Вы не поверите, но для наполнения (федерального) бюджета
достаточно нескольких мигов !
Бюджет наполняется одним росчерком пера !
Одна цифра
(именно такая, какая нам нужна в бюджете)
записывается в пассив/крЕдит ;
другая, точно такая же цифра, записывается в актив/дЕбет .
Всё !
Бюджет наполнен !
Столько, сколько надо !
Цифра пассива/крЕдита КАК ДОЛГ разбрасывается по предприятиям,
стоящим в начале технологических цепочек,
то есть работающих непосредственно от "земли",
то есть - добывающих .
Цифра из актива/дЕбета разбрасывается по получателям бюджетных денег.
http://maxpark.com/user/632656317/content/676568
А советский опыт отсутствия НДС как налога вообще- не пример для нас? У нас в Амгинском улусе Республики Саха,районе сельскохозяйственном на 95 %, Райпотребсоюз,совхозы,Сельхозхимия, Мелиорация все разорились во многом из за доначислений ,штрафов и пеней по НДС. Как-то без НДС обходились при СССР,вот этот опыт надо бы применить
Гавриил Старостин