ЗАПЛАТИ! или ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ИНСТРУКЦИЮ
Облик городов меняется стремительно… Присмотреться – видно: где еще вчера были палатки и ларьки, сегодня – ломбарды, «быстрые деньги», «смешные цены»… Вчера бабушки стояли у метро – сегодня всех победили «транснациональные ритейлеры». Наверное, по стране есть лишь единичные случаи, где местные держатся еще, не впуская в города крупные супермаркеты
Облик городов меняется стремительно… Присмотреться – видно: где еще вчера были палатки и ларьки, сегодня – ломбарды, «быстрые деньги», «смешные цены»… Вчера бабушки стояли у метро – сегодня всех победили «транснациональные ритейлеры». Наверное, по стране есть лишь единичные случаи, где местные держатся еще, не впуская в города крупные супермаркеты, «Пятерочки» с «Магнитами»…. И то, если так пойдет, эта одиночная оборона, ведущаяся в интересах местных торговцев, что служит лишь косвенной защитой населения от массового потока того, что навяжут – обречена…
С предприятиями – еще проще, смена руководства – короткая вспышка рейдерства, и пожалуйста, уже новый хозяин, даже сильно перестраивать не надо…
И ведь некуда деться. В условиях кризиса (на самом деле созданного искусственно) – появляются ровно те же институты, якобы предназначенные для решения проблем, возникающих при повторяющемся взаимодействии людей. Причем проблемой является вовсе не накормить тебя и обеспечить работой. А напротив – как отнять у тебя последнее, так чтоб ты сам его отдал, и еще верил, что так и должно быть…
Напомню, как в 30-е годы прошлого века, после революции, войны и НЭПа, всюду возникли Торгсины, где «валютные ценности» (те, что имели стоимость на внешнем рынке) – обменивались на пищевые продукты или другие потребительские товары. Ничего не изменилось.
Вывески маленьких «ломбардов», и «быстрых денег», а также и наоборот «крупные игроки, Ашан и ко.» – ровно тот же ксерокс институтов, возникавших раньше. Сегодня это видимая примета запущенных в обществе «голодных игр» на выживаемость и приспособляемость. Отдай последнее, чтобы выжить. Вот то, как выглядят сегодня города. Все та же стратегия – выбери личное выживание, и социальные ловушки, в которое попадает общество, когда в условиях неопределенности каждый выбирает согласно степени своей «осведомленности», возникающей совсем не случайно…
Возникшее «новое общество» реализует основной принцип «все на продажу» путем внедрения в первую очередь в сознание людей неких общих, туманных перспектив, на которые нацелено неформальное поведение. Затем уже все более проступая наружу в виде формальных правил, которые согласно классике включают:
1. политические правила;
2. экономические правила;
3. контракты.
При этом, напомню, что политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности, и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.
Все, можно открываться!.. И вот он – новый сезон «голодных игр». Политические правила пишут под себя, те, кто и «занимается политикой». Все они в белых воротничках, дорогих пиджаках, или мундирах, ведь там встречают по одежке. А для остального общества расхожая фраза, мол, «политика грязное дело».
И дальше эта внутренняя «политика» оборачивается правом собственности, исключительно под свои группы влияния. И оттуда уже протягивается щедрая рука контрактов к тем, кто готов биться за них.
Специалист, взглянув на все эти – принятые сверху решения, участие подрядчиков и «субчиков», по тексту договора уже навскидку может сказать – кого кидаем? Только работяг, или «субчиков» вместе с ними? С кем делимся, а кто остается в минусе? И всегда – если минус, то за счет тех, с кого начинают считать, в данном случае с конца. Да… ведь надо отдать наверх… И отбиться от тех, кто обратит на тебя внимание – силовиков и налоговиков… Ведь у них тоже план, сколько надо собрать, чтоб оплатить свое место… Их раздолье там, где нарушаются формальные правила… А не нарушить их практически нельзя… Если только не урезать еще у работяг, рассчитывая от этих-то отбиться…
А что… Будут судиться они, что ли? Адвокатов нанимать? Эти оголодавшие без работы бригады, которые в конце концов плюнут на все, да и распадутся разъедутся, попробовав горькой «московской» разводки – житья-бытья в контейнере, предназначенном для вахтового существования, холодного ветра на какой-нибудь стройке, спецодежды за свой счет, системы «штрафов» и «взысканий»… или просто молчаливого прощанья, «без любви»… Какое им право? Оно только на бумаге…
Единицы случаев по стране, когда люди начинают хоть как-то бороться… Но что им предлагает вся эта выстроенная иерархия? Поговорить в клубе с каким-нибудь Мордашовым или Тулеевым о тех, кого завалили в шахте и кого уже не вернуть? Зачем им уже это «право»?
Ведь все это могло бы иметь смысл, если б «работало» на всех. Нет. В том-то и суть права, что оно охраняет не тебя, а возникшее неравенство. Именно благодаря ему оно и появилось на свет, как реакция общества, введенная в зафиксированные правила… И ты, как тот заключенный, который зависит от остальных, но не знает их реакции – выбираешь наихудшее в этой ситуации… Чувствуя, что так нельзя – все равно делаешь… Идешь в «Пятерочку», там теплей, чем на рынке, и товары есть разные.. Берешь по акции «заморское», обделяя разом всех «местных производителей»… Да еще главное, радуешься этому. Оплатив – безработицу своих детей… И чье-то заграничное процветание…
Сколько было этих лозунгов о поддержке отечественного производителя, но одними лозунгами коров не накормишь и препятствий до «своего покупателя» не снимешь. Плевали перекупщики – на лозунги. У них свои неформальные правила, и своя, «черная» экономика, вполне уживающаяся под крылом белоснежной госдумовской «политики»… Ты – со своей семьей – в стороне… Хоть ты и привык соблюдать еще прежние отношения… и берешь билет в трамвае, как Данила Багров… а ныне на дворе те, кто плевал на твои отношения, историю, да и всю жизнь… им не заплатить: одинаково, что в трамвае, что работягам – как два пальца, об асфальт, гораздо выгоднее… экономия… над ними вовсе не довлеет то, что полагается не соблюдающим правила образа жизни… Ни автоматических «санкций», ни стыда, ни чувства вины, ни огласки, ни прочих издержек – они только в выигрыше… Если не найдется, кто наконец, как Данила, скажет «Заплати!», подтвердив это другими аргументами…
Вот единственная санкция и сила, которую пока что признают те, кто опутал страну бумажной пеленой законов, свидетельств о собственности и контрактов… Поскольку, когда искрит между формальными правилами, нацеленными на то, чтоб «урвать деньжат по-легкому», и неформальными нормами, сохранившимися еще в народе, то происходит конфликт и энергетический кризис, «поскольку в этом случае значительно возрастают издержки контроля и принуждения к исполнению формальных правил». Что означает, правильно, только одно – возрастание полицейского аппарата, укрепление росгвардий, ужесточение норм и введение новых правил… За чей счет? Правильно, за твой. И все это против кого? Верно! И все это – только против тебя! Против твоего образа жизни, сохраненного еще от отеческого воспитания… Ты конечно, заплатишь, но не надо спать спокойно. За теми, кто не заплатил, и кто вовсе тебе не брат – маячат смокинги и манишки тех, кто все это устроил… Вот за кем должок…
Это неплохо понимали разные политические деятели. Например, классическим отображением этого конфликта чуждых навязываемых правил и неформального, живущего в народе, неписаного закона справедливости, выразил Отто фон Бисмарк, рассказав про эту сторону конфликта просто: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
Это – скорее к тем «кремлевским безбилетникам», кто попытался сыграть с нами в игру под названием «политика». Так, напоминание… Чтоб лучше расплатились сразу, не дожидаясь… Все равно придется долг возвращать… Бисмарк понимал в чем дело… но тоже, наверное, ворочался, неспокойно спал… Ох уж эти русские, ведь придут… Неизвестно когда, но главное – что проснутся, это точно… Что не сделают нынешние «политики», доделают генералы Голод, и Холод и их подружка-мародерка Нищета… (это к Земскому собору, поскорее уж надо начинать просыпаться и собираться…)
Всегда так было, и будет… Хотя, конечно поражаешься национальному характеру… Это ж надо столько терпеть, отдавать и столицу в который раз, чтоб потом вставать и забирать все обратно… Ну ничего не поделаешь… Характер народа нашего таков… сначала дать все сломать. А потом внимательно читать инструкцию…
комментариев нет