Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

ЗА ПРАВО ПО ПРАВУ

Стена народного плача или лицо справедливости?

Автор приводит здесь текст письма, с которым он обратился к министру юстиции. Юридические мошенники в сфере ЖКХ ловко манипулируют положениями действующего законодательства, пользуясь тем, что по большей своей части они написаны излишне пространно и корявым русским, который характерен для студенческих переводов с английского. Опросы друзей и родных, проживающих в МКД Новороссийска и Анапы, высвечивают стандартные схемы жульничества УК в части тарифов на содержание общего имущества, среди которых одним из приоритетных являеюся имитация общего собрания, розыгрыш непримиримого противостояния сторон, заканчивающихся его назначением со ссылкой на решение местной власти. При составлении тарифной спецификации прибегают к авторитету федеральных органов, навязывая услуги назначение, потребность, цена и исполнение которых не подтверждаются в последующем документами делового и юридического оборота (прописка, пожарный надзор, дезинсекция и дератизация, управление, текущий ремонт и т.п.) и плавно транслируются на следующий год. Хотя практика переноса накопленных сумм по исполняемым работам на следующий календарный период упоминается в договорных документах, но в реальности практически каждый МКД оказывается должником, в т.ч. и благодаря бесконечному латанию одной и той же «облюбованной дыры», неплательщикам из числа собственников, висящих на прочих совестливых моральной удавкой. Подступиться к ним и понять причины неплатежей не дозволяется по закону о неразглашении персональных данных. Наконец, попытки обуздать жульничество УК в суде не удается даже там, где законодательные оглобли ведут их по пути к наказанию, но отпускают ввиду истечения срока давности или передачу МКД под управление другой УК.

ЗА ПРАВО ПО ПРАВУ

РАЗМЫШЛЕНИЯ, АДРЕСОВАННЫЕ МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ РФ Чуйченко К.А.

 

                                                                          Уважаемый Константин Анатольевич!

 

               Согласно разъяснению начальника отдела Минстроя РФ по взаимодействию с контрольными органами, ПРИКАЗ от 30 апреля 2025 г. N 266/пр «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛА ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДЛИННИКОВ РЕШЕНИЙ И ПРОТОКОЛА ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР», ввиду его регистрацииМинюстом РФ (№82451), в части требований к оформлению протокола ОСС  предусматривает положения, обязательные к их исполнению собственниками квартир в МКД. Таким образом, ведомству, которое не обладает ни функционалом, ни компетенциями для непосредственной работы с гражданским обществом, Минюст делегирует полномочия и этим дает нам повод усматривать в приказах Минстроя признаки произвола и превышения полномочий. Оспаривая легитимность ОСС несоблюдением форм, ненадлежащим содержанием, в т.ч. отсутствием типовых фраз, приказ вмешивается в процесс волеизъявления, ослабляет выработку собственниками общезначимой позиции, которая должна быть отражена в условиях договора с управляющей компанией, с иным управляющим субъектом исходя из принятых ОСС решений. Между тем, такие решения при соблюдении полноты участия и достоверной фиксации волеизъявления граждан, легитимны, подтверждаются не только внутренним контролем процедур по ходу ОС, но и достаточной полнотой созданных по его итогам правоустанавливающих документов. Действия собственников в ходе подготовки и ведения ОС могут быть организованы таким образом, что при их открытом общении они самостоятельно удостоверят и проверят полномочия друг друга, в том числе на добровольной основе сообщат организаторам собрания сведения о себе и о документах, подтверждающих их владение и полномочия. О легитимности и совершенстве принятых за основу правоотношений между собственниками в ходе их самоорганизации контролирующие органы могут судить по отсутствию на их открытых информационных платформах каких-либо жалоб собственников на процедурные огрехи, дающего основания для перепроверки законности ОС и отказа в регистрации его решений ГЖИ.

               С точки зрения воспитания гражданских качеств, развития практической правовой грамотности собственников, их способности к позитивной целеустремленной деятельности во имя общего блага, в предлагаемых приказом №266 Минстроя «развивающих»  правилах, в требованиях к форме и содержанию документов, к информационному обеспечению волеизъявления граждан сквозит пренебрежение к их способностям рассуждать, участвовать в дискурсе и выражать консолидированное мнение по вопросам, отражающим предмет и условия договора управления. Как следствие, мы видим смещение информационно-организационного фокуса заявляемых требований в сторону принудительного регулирования личного и группового поведения собственников в качестве коллективной стороны по договору. Оно выражается в перехвате инициатив, проявляется фильтрацией УК вносимых собственниками предложений, их обнуление авторитарными суждениями специалистов, основанными зачастую на мутных формулировках распорядительных документов. В дискуссии доминируют манипуляции смыслами и статусами, в ходе которых положения рекомендательного характера выдают за законы, не предъявляя их точных формулировок и не обращаясь к контексту. Мы не видим осуждения подобных приемов ни со стороны ГЖИ, ни со стороны органов местной и региональной власти, которые, как правило, присоединяются к аргументации УК, выдавая её суждение за собственное о существе спорных решений и завершая «разбор полетов» отсылкой авторов жалоб, лишенных доступа к верифицированным данным и документам, в судебные инстанции. 

               Неизменно направленная к выгоде бизнеса трактовка положений Жилищного и Гражданского кодексов опирается на запутанность, излишнюю и неполноценную детализацию требований российского законодательства, ущербность формулировок (яркий пример – Положение №354), что в совокупности приводит к ущемлению интересов и конституционных прав, препятствует развитию правосознания собственников в качестве потребителей и дольщиков.

               В Положении о Минстрое РФ декларируется запрет издавать приказы и распоряжения, содержащие не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений основана на положениях Конституции Российской Федерации и оформлена со строгим учетом иерархии и объема властных полномочий. И в этом смысле приказ № 266 Минстроя, поддержанный Минюстом, явно и в критически важной области пестования духа и опыта демократии, а именно в сфере договорного регулирования жилищно-коммунальных услуг, откровенно демонстрирует курс правительства Российской Федерации на дальнейшую примитивизацию гражданских отношений, окончательное выхолащивание интереса и осмысленного участия гражданского общества в распоряжении принадлежащими ему правами.

               Не отрицая отдельных преимуществ электронного коллективного общения в рамках единой платформы, какой представляется ГИС ЖКХ, и учитывая настороженность общества к процессам концентрации излишне детальной всенаправленной информации о дееспособных гражданах в глобальных СУБД, право доступа к файлам которых принадлежит неустановленной группе лиц, не давших обществу надлежащей присяги, следует понять наше желание исходить из минимально достаточного представления данных, привлекаемых при оформлении решений информационно-организационных задач. В качестве примера рассмотрим перечень действий, предшествующих пользованию платформой ГИС ЖКХ, в котором жирным шрифтом выделена их достаточная, по мнению автора, группа, а, кроме того, предложено одно существенное дополнение, выделенное наклоном.

               Запрашиваемые действия

  • Просмотр списка ваших организаций
  • Просмотр даты вашего рождения
  • Просмотр вашего пола
  • Проведение входа в систему
  • Просмотр вашей фамилии, имени и отчества
  • Просмотр вашего адреса электронной почты
  • Просмотр данных о вашем документе, удостоверяющем личность
  • Просмотр вашего ИНН
  • Просмотр номера вашего мобильного телефона
  • Просмотр вашего места рождения
  • Просмотр вашего СНИЛС
  • Просмотр ваших контактных данных (номер мобильного телефона и адрес электронной почты), адресов регистрации и проживания
  • Просмотр записей госреестра, подтверждающих ваше право собственности на объекты, в отношении которых осуществляется регулирование условий содержания, энергоснабжения и эксплуатации.

 

              Согласие на выдачу разрешения также естественно дополнить следующим текстом (выделен жирным шрифтом).

               Нажимая «Выдать разрешение», вы предоставляете информационной системе права на указанные действия, осуществляемые исключительно в целях содействия регулированию договорных отношений в сфере управления отраслью. Разрешение можно отозвать на Госуслугах: профиль → Согласия и доверенности → Разрешения.

               Поскольку управляющая компания АО «НУК», действующая в г. Новороссийске, не организует занятий с активом МКД, находящихся под её управлением, не передает ему знания, достаточные для самостоятельной работы с инструментами сети ГИС ЖКХ, организации дискуссий и принятия решений, прошу Вас оценить юридическую корректность и подтвердить применимость прежних схем документарного оформления ОСС, которые будут дополнены инициаторами ОСС некоторыми рекомендациями Минстроя. На Ваше рассмотрение также выносятся некоторые положения, продиктованные практическим опытом «сотрудничества» с управляющей компанией АО «НУК» в части подготовки и проведения ОСС.

               Так, например, комплект документов, представленных на регистрацию в ГЖИ будет содержать:

               - Реестр собственников МКД. (Росреестр указал, что инициаторы ОСС МКД под управлением УК могут получать информацию о собственниках непосредственно от них самих);

               - Перечень собственников, давших согласие на проведение ОСС и открывших процесс его подготовки;

               - Извещение о подготовке и сроках проведения годового общего собрания собственников в очно-заочной форме;

               - Сведения о собственниках, принявших участие в очно-заочном голосовании (в т.ч. ФИО; доля в праве; полномочия представителя; № кв.; голосующая площадь; реквизиты правоустанавливающего документа; подпись);

               - Поквартирный реестр собственников, получивших бюллетени индивидуального голосования;

               - Список собственников, голосующих удаленно с опорой на сети, получивших и вернувших в виде фотокопии бюллетень индивидуального голосования, заполнив его и заверив личной подписью;

               - Пакет индивидуальных решений, принятых и учтенных счетной комиссией;

               - Протокол № 1 (плюс уникальный номер ГИС ЖКХ), по итогам голосования с приложением к нему дополнительного соглашения к договору управления; 

               - Акт приемки – передачи Протокола № 1 и приложений к нему, поименованных выше.

               

               Собственники высказались о нецелесообразности замены сведений из правоустанавливающих документов на СНИЛС, поскольку будет затруднен контроль размера голосующей площади и её долевого деления, из-за того, что СНИЛС выступает логином на входе портала Госуслуг и данные, которые хранятся в СФР, никак не могут быть соотнесены с услугами по содержанию общего имущества МКД, а также по иным веским причинам. 

               В случае проведения общего собрания без использования системы подлинники вышеперечисленных документов будут доставлены в ГЖИ членами счетной комиссии и сданы по Акту не позднее 10 календарных дней с даты принятия ею решения об окончании ОСС. 

               

               В заключение позвольте выразить Вам признательность за внимание, проявленное к нашему мнению, за возможные комментарии ваших специалистов по затронутым здесь вопросам. Просим направить их в наш адрес электронной почтой согласно указанным выше реквизитам отправителя. Мы также готовы принять участие в дискуссии по существу затронутых вопросов в социальных сетях, если такая форма обсуждения получит Ваше одобрение.

               

               28 октября 2025 года      

               Инициатор ОСС, экс-председатель Совета МКД 

 

Зарегистрировано за № 109523   28.10.2025 года в Министерстве юстиции Российской Федерации

313 2

2 комментария

Allorus
0

Прошу желающих ознакомится с ответом Минюста РФ от 28.11.25 № 01-120268/25 на это обращение.

«В Департаменте государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение от 28.10.2025, поступившее 30.10.2025. По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.08.1997 № 1009 (далее – Правила).
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.04.2025 № 266/пр «Об утверждении Требований к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и Порядка направления подлинников решений и протокола Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный жилищный надзор» поступал в установленном Правилами порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации и по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз зарегистрирован Минюстом России 30.05.2025, регистрационный № 82451
Дополнительно информируем, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, разъяснение действующего законодательства, Нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и практики их применения, а также анализ фактических обстоятельств дела, оценка действий должностных лиц и принятых уполномоченными органами решений не входят в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации»

Allorus
0

Приглашаю читателей поделиться собственным мнение по существу затронутых вопросов и, возможно, перенять наш опыт. Ниже привожу собственный комментарий процитированного ответа.
Иными словами, не выявлены требования (приказ!), которые бы принуждали собственников ограничить себя в правах на разумные действия, отвечающие их цели и букве закона. Не раз по всякому мелочному поводу мы выслушивали отказы выполнить наши требования со ссылкой на их нелегитимность, уверения в том, что содержание и оформление решений ОСС не соответствуют нормам, установленным приказом. Частая и практически никак не мотивированная чехарда закорючек в правилах документирования ОСС почему - то никого в Минюсте не побуждает задуматься, чего этим хочет добиться «законодатель», заявившийся на регистрацию. И что особенно удивляет, так это отсутствие в ответе столь высокой инстанции указания на тот орган, который содержит нужные компетенции и может дать внятный ответ по проблеме в целом. Сама собой напрашивается мысль, что «приказы» подобного рода пишутся неспроста, а по заказу. Возможно, кому - то желательно сформировать информационный поток персональных данных в нужный угол проголодавшейся СУБД а, может, и самого ИИ. Юристы ГЖИ и УК вытрясут из нас наши СНИЛСы, а заказчик, по – видимому, состоящий с Минстроем в особых отношениях, сэкономит на этом кучу отпущенных ему денег, делая вид, что добывает их воздействуя на граждан своей харизмой, вызывающей непреодолимое желание удовлетворить запрос властелина канцелярских скрепок. Вместе с тем, совершенные в правовом отношении и доступные подтверждения наших прав собственности уже давно и в отточенной форме содержатся в ежемесячно получаемых нами именных «платежных документах». Собственники, которые платят «налоги» на содержание общедомового имущества, вправе доказать свое право на это имущество оплаченной квитанцией. К слову, известно, что чужеземец из любой страны, если он платит налоги Соединенным Штатам, вправе ногой открывать двери в их посольство и на законных основаниях рассчитывать на защиту налогополучателем интересов налогоплательщика. Вот и наше декабрьское ОСС мы готовим не по лекалам Минстроя, а следуя здравому смыслу и деловой логике, имея ввиду собственную цель – корректно в правовом отношении, не нарываясь на закорючки, простым избирательным языком обосновать свои права, заявить интересы и добиться добросовестного делового сотрудничества с УК и органами МСУ. Мы ещё вернемся к этому вопросу, когда проведем голосование и представим ГЖИ итоговые документы ОСС.