Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

Отправлены жалобы в Конституционный суд от Иркутских юристов по поводу нарушений Конституции РФ выборным законодательством.

Иркутские юристы продолжают тяжбу с законодательными органами по поводу нарушений статей Конституции РФ выборным законодательством.

При помощи введения фильтров для непарламентских партий и самовыдвиженцев законодательные органы РФ зачистили политическое поле от  какой-либо конкуренции с властью. Народ не желая голосовать за Единую Россию голосует за выдвиженцев от КПРФ, которые в свою очередь демонстрируют зачастую неспособность к руководящей работе в условиях дикого капитализма, что приведёт в итоге к дальнейшему развалу.Призываем все регионы поддержать инициативу иркутских юристов Дмитрия Пономаренко и Валерия Тетерина и подать свои иски в каждом регионе ! Областной и Верховный суды прошли ещё летом. Тексты исков размещались на сайте.Теперь отправлены жалобы в Конституционный суд. Посылаем тексты соратникам для ознакомления и принятия к действию. 

 

В Конституционный Суд Российской Федерации

Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

 

I. ЗАЯВИТЕЛЬ: Гражданин Российской Федерации:

Пономаренко Дмитрий Николаевич

 

II. НАИМЕНОВАНИЕ И АДРЕС ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ИЗДАВШЕГО ЗАКОН, КОНСТИТУЦИОННОСТЬ КОТОРОГО ОБЖАЛУЕТСЯ:

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Адрес: 103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.26

 

Президент Российской Федерации

Адрес: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д.23

 

ЖАЛОБА

на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

 

III. ТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ, НОМЕР, ДАТА ПРИНЯТИЯ, ИСТОЧНИК ОПУБЛИКОВАНИЯ ОБЖАЛУЕМОГО ЗАКОНА, КОНКРЕТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЖАЛУЕМЫХ НОРМ:

Пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:

«Собрание законодательства Российской Федерации» от 17 июня 2002 года № 24 ст.2253.

«Парламентская газета» от 15 июня 2002 года №110-111.

«Российская газета» от 15 июня 2002 года №106.

IV. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1994 ГОДА № 1-ФКЗ «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ДАЮЩИЕ ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

 

Часть 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статья 96, часть 2 статьи 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

V. КОНКРЕТНЫЕ ОСНОВАНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

При рассмотрении административного дела по административным исковым заявлениям Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующими с момента издания положений абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» судами был применен пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующий Конституции Российской Федерации её статьям 1 (часть 1), 2, 3 (часть 3), 5 (части 1, 3 и 4), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3) в их системно-правовом единстве и взаимосвязи.

VI. ОПИСАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ОБЖАЛУЕМЫХ НОРМ В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ С УЧАСТИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ:

Заявитель проживает в г. Иркутске, Иркутской области. Намереваясь принять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, по одномандатному избирательному округу в качестве кандидата самовыдвиженца Заявитель обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Иркутской области с требованием признать недействующими с момента издания положения абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011г. № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Данная норма права устанавливает, что если в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному избирательному округу собираются подписи избирателей, то количество подписей необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Решением Иркутского областного суда от 04 июня 2018 года по административному делу № 3а-88/2018 отказано в удовлетворении административных исковых заявлений Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича к Законодательному Собранию Иркутской области, о признании недействующим с момента издания абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Не согласившись с данным решением Иркутского областного суда, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2018г. по административному делу № 66-АПГ18-27 в удовлетворении апелляционных жалоб Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича на решение Иркутского областного суда от 04 июня 2018г. по административному делу №3а-88/2018 было отказано.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и апелляционной жалобы суды первой и второй инстанций сослались на положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

28 июня 2018 г. Заявитель выдвинул свою кандидатуру в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения.

Решением Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ) от 3 августа 2018 г. № 75/564 «Об отказе в регистрации Дмитрию Николаевичу Пономаренко кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3» Заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, в связи, с не представлением необходимого числа подписей избирателей.

VII. ПОЗИЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ ПО ПОСТАВЛЕННОМУ ИМ ВОПРОСУ И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СО ССЫЛКОЙ НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОПИСАНИЕ И АРГУМЕНТАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО НАРУШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ):

Нарушение принципов федерализма и равноправия субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемое нами законоположение, как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой устанавливает заградительный барьер для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в виде 3% подписей от числа избирателей в одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Указанный процент одинаков для всех субъектов Российской Федерации независимо от численности избирателей в них и количества депутатских мандатов, замещаемых по мажоритарной избирательной системе. В результате для того, чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на выборах, состоявшихся 9 сентября 2018г. необходимо было собрать в Республике Хакасия 400-500 подписей избирателей, в Республике Саха (Якутия) 400-550 подписей избирателей, в Республике Бурятия 500-700 подписей избирателей, в Забайкальском крае 900-1050 подписей избирателей, в Смоленской области 930-1080 подписей избирателей, в Архангельской области 990-1350 подписей избирателей, в Ярославской области 1140-1350 подписей избирателей, в Республике Башкортостан 1500-1800 подписей избирателей, тогда как в Иркутской области 2500-3000 подписей избирателей.

Это противоречит конституционным принципам федеративного устройства Российского государства и равноправия составляющих его субъектов (часть 1 статьи 1, части 1, 3 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации), поскольку предусматриваемая Конституцией РФ политическая децентрализация не может быть построена на принципах отвлеченного математического равенства субъектов, а должна соотноситься с конкретной обстановкой децентрализуемого региона.

Дискриминация граждан Российской Федерации в зависимости от места жительства.

По причине отсутствия в обжалуемых положениях пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разумной дифференциации количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, граждане России (в том числе и Заявитель), проживающие в таких субъектах федерации как Иркутская область, где небольшое число депутатов, избираемых по мажоритарным избирательным округам сочетается со значительным количеством избирателей и большой протяженностью территории, оказались поставлены в худшие условия по сравнению с гражданами, проживающими в субъектах федерации с небольшим числом избирателей и значительным количеством депутатских мандатов, замещаемых по мажоритарной избирательной системе, поскольку граждане, проживающие в первой группе субъектов федерации вынуждены собирать в несколько раз большее число подписей избирателей за то же время (45 дней) (здесь и далее выделено Д.Н.П.).

Таким образом, положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводят дискриминацию граждан по признаку места проживания, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гласящей: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Дискриминация граждан Российской Федерации в зависимости от имущественного положения.

На период избирательной компании в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу, которая проходила в 2018 году, для сбора трёх процентов подписей в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу, нужно было свыше порядка 200 000 тысяч рублей, а Заявитель являлся временно неработающим. Примерная минимальная смета расходов на организацию сбора подписей в одномандатном округе с привлечением других граждан: 1.) Оплата труда сборщиков подписей 210000 рублей (из расчёта 70 рублей за подпись при числе подписей 3000 шт.)(данные взяты из различных открытых интернет источников, которые публиковались во время выборов Президента РФ в 2018 году); 2.) Аренда помещения для штаба 10000 рублей; 3). Оплата труда сотрудников штаба 40000 рублей (из расчёта 20000 рублей не менее 2-х сотрудников); 4). Канцелярские расходы и связь 10000 рублей. Итого 270000 рублей. Таким образом, уже на этапе выдвижения и регистрации законом фактически был установлен имущественный ценз, который отстранил социально незащищенные категории граждан Российской Федерации от участия в управлении делами государства и общества, так же из приведенного расчета видно, что положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводят дискриминацию граждан по признаку имущественного положения, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гласящей: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Несоразмерность ограничения активного и пассивного избирательных прав граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Процитированным конституционным нормам корреспондируют положения международных актов о правах человека.

В соответствии со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (пункт 1).

Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования (пункт 3).

Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г., ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973г. № 4812-VIII) устанавливает, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней») гласит, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

В соответствии со статьей 29 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995г. № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека») каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:

а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Согласно статье 2 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 2002 г. (ратифицирована Федеральным законом от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств») соблюдение принципа всеобщего права избирательного права означает следующее:

а) каждый гражданин по достижении установленного конституцией, законами возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренном конституцией и законами;

б) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется независимо от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) – одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе. Государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты. При этом федеральный законодатель, осуществляя на основании статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления самих принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем, чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения этих прав федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (Постановление от 09 ноября 2009г. № 16-П).

Применительно к ситуации, сложившейся в деле Заявителя следует констатировать, что обжалуемые положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» посягают на само существо право граждан, не принадлежащих к так называемым парламентским партиям избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации ( часть 2 статьи 32 Конституции РФ) Тем самым нарушаются предписания частей 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так же, если обратится к практике решений Европейского Суда по Правам Человека, которые применительны и на территории Российской Федерации, то видно, что Европейский Суд по Правам Человека в своей практике исходит из того, что государства обладают широкой свободой усмотрения при регулировании избирательных процедур, при этом однако такие ограничения не должны быть такими, чтобы исключать определенных лиц, либо группы лиц из участия в политической жизни страны, и в частности в выборе органов законодательной власти (Постановление Суда от 22 июня 2004г. по делу №69949/01 «Азиз против Кипра»).

Оспариваемая норма права фактически полностью лишила Заявителя возможности участвовать в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

При решении вопроса о соразмерности либо несоразмерности установленных оспариваемой нормой требований к количеству собираемых подписей избирателей, также можно обратиться к документам Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), так как Европейский Суд по Правам Человека активно использует их при формировании своей прецедентной практики. Венецианской комиссией на 52-й сессии 18-19 октября 2002г. был принят Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Пункт 1.3 данного документа посвящен процедуре выдвижения кандидатов, в интересующей нас части он гласит, что выдвижение отдельных кандидатов может допускаться при условии сбора минимального числа подписей. Закон не должен требовать сбора подписей более одного процента избирателей в соответствующем округе.

Заявитель при выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3, собрал подписей в свою поддержку более одного процента, но в связи с недостаточностью количества подписей для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 3 не стал сдавать подписные листы в Иркутскую городскую № 1 территориальную избирательную комиссию (Ленинский округ).

VIII. ТРЕБОВАНИЕ, ОБРАЩЕННОЕ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ К КОНСТИТУЦИОННОМУ СУДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

На основании изложенного, руководствуясь, статьей 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 96, 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

Прошу Конституционный Суд:

признать пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 1 (часть 1), 2 , 3 (часть 3), 5 (части 1, 3 и 4), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3) в их системно-правовом единстве и взаимосвязи.

Приложение:

1.Текст обжалуемых норм закона, применением которых нарушены конституционные права Заявителя;

2. Копия решения Иркутского областного суда от 04 июня 2018 г. по административному делу № 3а-88/2018;

3. Копия апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2018 г. по административному делу № 66-АПГ18-27;

4. Копия решения Иркутской городской № 1 территориальной избирательной комиссии (Ленинский округ) от 3 августа 2018 г. № 75/564 «Об отказе в регистрации Пономаренко Дмитрия Николаевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №. 3»;

5. Квитанция об уплате государственной пошлины;

6. Одна копия жалобы и документов, указанных в пунктах 1-5.

В Конституционный Суд Российской Федерации

Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

I. ЗАЯВИТЕЛЬ: Гражданин Российской Федерации:

Тетерин Валерий Александрович

II. НАИМЕНОВАНИЕ И АДРЕС ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ИЗДАВШЕГО ЗАКОН, КОНСТИТУЦИОННОСТЬ КОТОРОГО ОБЖАЛУЕТСЯ:

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д.1

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Адрес: 103426, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.26

Президент Российской Федерации

Адрес: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д.23

 

ЖАЛОБА

на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

III. ТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ, НОМЕР, ДАТА ПРИНЯТИЯ, ИСТОЧНИК ОПУБЛИКОВАНИЯ ОБЖАЛУЕМОГО ЗАКОНА, КОНКРЕТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЖАЛУЕМЫХ НОРМ:

Пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях:

«Собрание законодательства Российской Федерации» от 17 июня 2002 года № 24 ст.2253.

«Парламентская газета» от 15 июня 2002 года №110-111.

«Российская газета» от 15 июня 2002 года №106.

IV. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1994 ГОДА № 1-ФКЗ «О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ДАЮЩИЕ ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Часть 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статья 96, часть 2 статьи 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

V. КОНКРЕТНЫЕ ОСНОВАНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

При рассмотрении административного дела по административным исковым заявлениям Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующими с момента издания положений абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» судами был применен пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующий Конституции Российской Федерации её статьям 1 (часть 1), 2, 3 (часть 3), 5 (части 1, 3 и 4), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3) в их системно-правовом единстве и взаимосвязи.

VI. ОПИСАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ПРИМЕНЕНИИИ СУДАМИ ОБЖАЛУЕМЫХ НОРМ В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ С УЧАСТИЕМ ЗАЯВИТЕЛЯ:

Заявитель является инвалидом II группы и проживает в г. Иркутске, Иркутской области. Намереваясь принять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, по одномандатному избирательному округу в качестве кандидата самовыдвиженца Заявитель обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Иркутской области с требованием признать недействующими с момента издания положения абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011г. № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Данная норма права устанавливает, что если в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному избирательному округу собираются подписи избирателей, то количество подписей необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Решением Иркутского областного суда от 04 июня 2018 года по административному делу № 3а-88/2018 отказано в удовлетворении административных исковых заявлений Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича к Законодательному Собранию Иркутской области, о признании недействующим с момента издания абзаца первого части 2 статьи 38 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

Не согласившись с данным решением Иркутского областного суда, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2018г. по административному делу № 66-АПГ18-27 в удовлетворении апелляционных жалоб Тетерина Валерия Александровича и Пономаренко Дмитрия Николаевича на решение Иркутского областного суда от 04 июня 2018г. по административному делу №3а-88/2018 было отказано.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и апелляционной жалобы суды первой и второй инстанций сослались на положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

28 июня 2018г. Заявитель выдвинул свою кандидатуру в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №4 в порядке самовыдвижения.

Решением Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ) от 27 июля 2018г. № 63/369 «Об отказе в регистрации Тетерина Валерия Александровича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 4» Заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, в связи, с не представлением необходимого числа подписей избирателей.

VII. ПОЗИЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ ПО ПОСТАВЛЕННОМУ ИМ ВОПРОСУ И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СО ССЫЛКОЙ НА СООТВЕТСВУЮЩИЕ НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОПИСАНИЕ И АРГУМЕНТАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО НАРУШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ):

Нарушение принципов федерализма и равноправия субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемое нами законоположение, как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой устанавливает заградительный барьер для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в виде 3% подписей от числа избирателей в одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Указанный процент одинаков для всех субъектов Российской Федерации независимо от численности избирателей в них и количества депутатских мандатов, замещаемых по мажоритарной избирательной системе. В результате для того, чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на выборах, состоявшихся 9 сентября 2018г. необходимо было собрать в Республике Хакасия 400-500 подписей избирателей, в Республике Саха (Якутия) 400-550 подписей избирателей, в Республике Бурятия 500-700 подписей избирателей, в Забайкальском крае 900-1050 подписей избирателей, в Смоленской области 930-1080 подписей избирателей, в Архангельской области 990-1350 подписей избирателей, в Ярославской области 1140-1350 подписей избирателей, в Республике Башкортостан 1500-1800 подписей избирателей, тогда как в Иркутской области 2300-3000 подписей избирателей.

Это противоречит конституционным принципам федеративного устройства Российского государства и равноправия составляющих его субъектов (часть 1 статьи 1, части 1, 3 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации), поскольку предусматриваемая Конституцией РФ политическая децентрализация не может быть построена на принципах отвлеченного математического равенства субъектов, а должна соотноситься с конкретной обстановкой децентрализуемого региона.

Дискриминация граждан Российской Федерации в зависимости от места жительства.

По причине отсутствия в обжалуемых положениях пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разумной дифференциации количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, граждане России (в том числе и Заявитель), проживающие в таких субъектах федерации как Иркутская область, где небольшое число депутатов, избираемых по мажоритарным избирательным округам сочетается со значительным количеством избирателей и большой протяженностью территории, оказались поставлены в худшие условия по сравнению с гражданами, проживающими в субъектах федерации с небольшим числом избирателей и значительным количеством депутатских мандатов, замещаемых по мажоритарной избирательной системе, поскольку граждане, проживающие в первой группе субъектов федерации вынуждены собирать в несколько раз большее число подписей избирателей за то же время (45 дней) (здесь и далее выделено нами В.Т.).

Таким образом, положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводят дискриминацию граждан по признаку места проживания, что противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гласящей: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Несоразмерность ограничения активного и пассивного избирательных прав граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Процитированным конституционным нормам корреспондируют положения международных актов о правах человека.

В соответствии со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (пункт 1).

Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования (пункт 3).

Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г., ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973г. № 4812-VIII) устанавливает, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней») гласит, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

В соответствии со статьей 29 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995г. № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека») каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:

а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Согласно статье 2 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 2002 г. (ратифицирована Федеральным законом от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств») соблюдение принципа всеобщего права избирательного права означает следующее:

а) каждый гражданин по достижении установленного конституцией, законами возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренном конституцией и законами;

б) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется независимо от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств.

С учетом того факта, что как было сказано выше Заявитель настоящей жалобы является инвалидом II группы для настоящего дела особое значение приобретают обязательства Российской Федерации в рамках Конвенции о правах инвалидов 2006 г. (принята 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 03 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

Согласно нормам статьи 4 вышеуказанной Конвенции государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

а) принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;

b) принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

Статья 29 Конвенции гласит, что государства-участники гарантируют инвалидам политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими и обязуются:

а) обеспечивать, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими, в том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными в частности посредством:

ii) защиты права инвалидов на участие в тайном голосовании на выборах и публичных референдумах без запугивания и на выдвижение своих кандидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполнение всех публичных функций на всех уровнях государственной власти – при содействии использованию ассистивных и новых технологий, где это уместно.

b) активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации и наравне с другими, и поощрять их участие в государственных делах.

Таким образом, положения названной Конвенции, являющиеся в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью её правовой системы, предполагают обязательство Российской Федерации как государства-участника Конвенции принимать активные меры, направленные на содействие участию граждан-инвалидов в выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, в том числе в качестве кандидатов в депутаты. Однако, в избирательном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные правовые механизмы, позволяющие гражданам с ограниченными возможностями здоровья реально реализовать свое пассивное избирательное право на выборах соответствующего уровня.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) – одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе. Государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты. При этом федеральный законодатель, осуществляя на основании статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления самих принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем, чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения этих прав федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (Постановление от 09 ноября 2009г. № 16-П).

Применительно к ситуации, сложившейся в деле Заявителя следует констатировать, что обжалуемые положения пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» посягают на само существо право граждан, не принадлежащих к так называемым парламентским партиям избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации ( часть 2 статьи 32 Конституции РФ) Тем самым нарушаются предписания частей 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

VIII. ТРЕБОВАНИЕ, ОБРАЩЕННОЕ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ К КОНСТИТУЦИОННОМУ СУДУ РОССИЙЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

На основании изложенного, руководствуясь, статьей 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 96, 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

Прошу Конституционный Суд:

признать пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 1 (часть 1), 2 , 3 (часть 3), 5 (части 1, 3 и 4), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3) в их системно-правовом единстве и взаимосвязи.

Приложение:

1.Текст обжалуемых норм закона, применением которых нарушены конституционные права Заявителя.

2. Копия решения Иркутского областного суда от 04 июня 2018 г. по административному делу № 3а-88/2018.

3. Копия апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2018 г. по административному делу № 66-АПГ18-27.

4. Копия решения Иркутской городской № 4 территориальной избирательной комиссии (Свердловский округ) от 27 июля 2018 г. № 63/369 «Об отказе в регистрации Тетерина Валерия Александровича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №.4».

5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

6. Одна копия жалобы и документов, указанных в пунктах 1-5.

комментариев нет

Читайте также

Тюменская область
2 24261
Новосибирская область
16 20578
Москва
2 18527
3 16839
Москва
pdsnpsr
2 15407