Экономика и идеология
На протяжении многих веков богатые люди тратили деньги на непроизводственные статьи: строительство пирамид, колоссальных дворцов и храмов, организацию балов, рыцарских турниров, изготовление золотых доспехов и т. д. Главным способом приумножения богатства был отбор ресурсов у других: подъем налогов либо военная кампания. Количество имеющихся благ сохранялось приблизительно на одном уровне [1].
Эпоха великих географических открытий и научная революция научили людей новому способу стать богаче: если инвестировать имеющиеся блага в какое-либо производственное предприятие, то благ станет больше. Это произвело революцию и создало новую науку—экономику.
Основоположником классической экономики считается Адам Смит, опубликовавший в 1776 году фундаментальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». В его основе лежит концепция «экономического человека» и экономический либерализм. Смит рассматривает человека с единственным стимулом поведения — стремлением к собственной выгоде. Главная идея: жадность — это хорошо, от этого все выигрывают. Экономика развивалась, однако главный принцип «жадность — это хорошо» сохраняется по сей день. Сложно отрицать эффективность этой идеологии, но на протяжении всей истории человечество сталкивается и с негативными последствиями такого мышления.
Во-первых, трансатлантический треугольник работорговли. Это был прибыльный бизнес. Корабли из Европы везли оружие и другие технологичные товары в Африку, где закупали захваченных рабов. Рабов продавали в Америке, где закупались чаем и сахаром для Европы. Рабство было отменено не только из гуманитарных соображений, но и из-за угрозы рабских восстаний по образцу Гаитянской революции, а также в угоду экономическим интересам промышленников.
Во-вторых, опиумные войны в Китае. Это войны западных держав за право вести бизнес по продаже опиума среди китайцев. Эти войны велись в середине 19го века и были проиграны Китаем. Опийное бедствие продолжалось вплоть до победы в гражданской войне Коммунистической партии Китая в середине 20го века.
В-третьих, эксплуатация труда на фабриках Старого и Нового света. Опять же это прибыльный бизнес на рабстве формально свободных людей. Профсоюзы и трудовое законодательство значительно улучшило ситуацию в цивилизованных странах, однако говорить о глобальном решении этой проблемы не приходится.
В-четвертых, паразиты в экономике. Мартин Шкретли — предприимчивый американский бизнесмен, наш современник. Он стал известен тем, что покупал права на лекарства от редких болезней и взвинчивал цены на тысячи процентов. Мартин не артефакт системы, он лишь индикатор. Он честно заявил: nothing personal, it’s just business. Его посадили. Но за другое, ведь идеологически подход Мартина безупречен.
Герой Ричарда Гира в фильме «Красотка» — рейдер. Рейдеры пользовались лазейками в системе и получали контроль над работающими предприятиями, после чего разваливали их и продавали по частям по существенно меньшей стоимости, которая, однако, превышала затраты. Это был вполне легальный и выгодный бизнес. Эти бизнесмены проводили даже многодневные «Балы хищников» для совместных развлечений.
Значительная часть науки «Маркетинг» посвящена методам манипулирования подсознанием человека, скрытыми под видимостью сознательного выбора. Не может человек сознательно купить в кредит телефон стоимостью в три его месячных оклада. В-первую очередь это издевательская форма эксплуатации людей - узаконенное мошенничество. Также нельзя забывать, что расходы на маркетинг являются непроизводственными, но нередко составляют бОльшую часть в цене конечного продукта. Зарабатывают отдельные люди и фирмы, но в макромасштабе это вытягивает ресурсы из экономики.
В-пятых, ухудшение экологической ситуации. Огромные деньги зарабатываются на изменении привычной для Homo sapiens среды обитания. Одна из крупнейших стран по выбросам углекислого газа недавно вышла из Парижского соглашения по климату в угоду сиюминутным экономическим интересам. В перспективе игнорирование глобального потепления приведет к спаду в мировой экономике, причем в первую очередь ударит по наибеднейшим странам.
В-шестых, социальное неравенство, являющееся глобальной проблемой, решения которой человечество пока не видит. Восьми богатейшим людям планеты принадлежит такое же количество ресурсов, как беднейшей половине человечества. Бедность населения — серьезный барьер для роста экономики.
А что не так? Не так то, что нельзя в корень идеологии закладывать постулат «жадность — это хорошо». Нельзя идя поперек совести построить рай на Земле. Безусловно, стремление жить лучше и хотеть большего — это хорошо, но эту идею нельзя доводить до фанатизма. Если у тебя уже есть феррари, доставит ли тебе удовольствие вторая? Станешь ли ты более счастливым? Нет. Это ответ ученых. Субъективное ощущение счастья зависит от достатка только до определенного уровня, необходимого для реализации базовых потребностей. Сверх этого уровня увеличение достатка не делает людей более счастливыми. Это значит, что идея личного обогащения не состоятельна в качестве главной движущей идеи для человека — от этого проигрывает человечество, а следовательно и человек. Описанные Адамом Смитом механизмы работают, но работают и не описанные - негативные. Так что же делать?
Всего несколько сотен лет назад в Европе справляли нужду прямо там, где ели и спали. Это казалось удобным и естественным. Сегодня так не делают не потому, что кто-то контролирует и наказывает за обратное. Просто люди поняли, что так нельзя.
Надо объяснять детям и взрослым, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Жадность должна стать неприличной. В нашей стране хорошие историко-культурные предпосылки для внедрения этих идей. Ведь с распадом СССР мы приняли правила игры, но от спекулянтов нас до сих пор подташнивает.
[1] Краткая история человечества, Ю.Н. Харари, 2014.
комментариев нет