Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

Развитие речи

Развитие речи
Развитие речи

Бесценная возможность общения, связующая поколения, обеспечивающая развитие.

 

Способность передавать свои мысли так, чтобы понимали другие — бесценна. Эта способность, что позволила не только общаться, но и накапливать знания, называется речью. Появиться исходный язык смог, когда чётко различимые звуки связали с определёнными образами.

Представляете ли вы как развивалась речь?

Как общались изначально очень далёкие предки людей можно подсмотреть у обезьян и других животных. Было несколько вариантов криков, которые различались всеми, даже если не было прямой видимости. Это самые важные крики, за миллионы лет эволюции они закрепились в подсознании и, что неудивительно, распознаются многими животными в разных концах планеты.

В таких сигналах всё важно. И звучание, и громкость, и интонации. Когда-то и человек прекрасно понимал эти сигналы, пока не стал сильно отрываться от природы, от своей колыбели. Менее важные крики куда более разнообразнее и сильно отличаются даже у одного вида животных, удалённых друг от друга.

Любые крики животное сопровождает мимикой и жестами для привлечения внимания и уточнения причины. У людей, как и у обезьян, мимика и жесты выразительны.

Таким образом все сигналы прямого и немедленного действия не могут быть изменены без риска гибели стаи или стада, потому прошиты прямо в подсознание многими миллионами лет постепенного развития и обучение им не требуется.

Менее важные сигналы (возгласы) адаптировались под нужды и имели очень большую вариативность. Такие возгласы, простейшие по звучанию, дополнялись не только мимикой и жестами, но и варьировались по громкости и интонации. Почти у всех животных имеется потребность в общении, но особенно велика у тех, кто проживает в группах. В условиях жизни на открытой местности больше развивались способности передачи информации за счёт жестов. Мимика важна при тесном общении, но издалека неразличима поэтому развивалось звучание, становились очень важны интонации.

Критически важную информацию нужно доносить обязательно. С помощью громких криков, широких жестов и выразительной мимики. В условиях ограниченной видимости жесты и мимика не являются надёжным средством передачи уточнённой информации. Поэтому развить общение можно только посредством совершенствования криков.

Уточнённая информация — это мысли. Но они внутри! Передать мысль можно только через чётко выраженные звуки с определёнными смыслами, то есть фонемы. Только через крики, без фонем, это сделать невозможно. Поэтому некоторые животные, стали постепенно совершенствовать возгласы, дробить их на начальные протофонемы.

Конечно же каждая начальная протофонема несла в себе частичку смысла того крика, из которого она была выделена. При формировании новых возгласов использовали усвоенные протофонемы так, чтобы смысл возгласа соответствовал сложению смыслов протофонем. 

Создание полноценной речи, стандартизации фонем, наполнение смыслами, очень длительный процесс, пройти который к настоящему времени точно удалось китам, дельфинам и людям. В этом процессе значимо всё. Принципиально важно успеть передать полученные речевые навыки детям. Сами по себе, без речи взрослых вокруг, без множества проб и ошибок подражания, такие навыки не передаются.

Речь гарантировано развивалась по смыслам, которые передавало звучание. Набор фонем со своим смыслом носит название «слово». Очевидно, что любая речь на начальном этапе развития имеет самые простейшие и короткие слова, состоящие всего из нескольких фонем, чаще одной или двух. В последствии новые слова формируются на основе уже существующих, которые, вероятно, даже более точно отражают суть понятия, при этом произносятся более гладко и певуче. Старое короткое слово для этого понятия выходит из употребления и забывается.

Прекрасный и более простой пример — это развитие счёта. Как количество, показываемое на пальцах или палочках, перешло в счёт, так и уловленные звуки из восклицаний перешли в связанную речь. Каждая комбинация пальцев или палочек, что используется при счёте, несёт некий смысл, как и фонемы.

В записи комбинация пальцев или палочек называется цифрой, а фонем — буквой.

Все прекрасно знают, что изначально все люди складывали и вычитали на пальцах и палочках. Мало кому известно, что слова изначально складывали из фонем похожим образом, то есть по смыслу и образу, и получали новые слова.

Как числа можно разложить на простые цифры, так и слова можно разложить на исходные фонемы. Вот только связь не так очевидна. 

Появившаяся речь открыла большие возможности для накапливания знаний. Ведь без неё передача знаний возможна была только на конкретных примерах. Речь вывела обладателей на принципиально иной уровень развития. Правда, появилась необходимость длительного обучения подрастающего поколения. И не только сложной и полноценной речи. Куда важнее передать множество знаний, накопленных предыдущими поколениями.

Доказано, что появление речи не уникально, и у людей центров возникновения речи было несколько. Количество фонем, чётко распознаваемых звуков, не может быть большим, потому как звуковой диапазон невелик. В центре возникновения речи, что находился в юго-восточной Азии, количество фонем расширяли за счёт изменения интонаций. В центре возникновения речи, откуда вышли все индоевропейские языки, в том числе и русский, интонации использовали для выражения своего отношения к произносимому. Мы и сегодня можем одну и туже фразу выразить интонациями так, что она приобретает иной смысл и не один. Но фонем совсем немного.

Самые первые фонемы родились из однотонных (одной частоты) восклицаний.

Сильные звуки или гласные были такими фонемами. Если на что-то рядом нужно было обратить внимание, то человек восклицал «У-У» и показывал пальцем. Если показывал вокруг или на что-то объёмное, то восклицал «О-О». Если видел широкое пространство, то восклицал «А-А», как бы говоря «не может быть». Если соединял возгласы, то восклицал «И-И». При раздумьях и временной неопределённости восклицал «Э-Э».

Слабых звуков или согласных существенно больше. Назову лишь три потому, как в современном русском языке они сохранили свой изначальный смысл в отдельных словах. Впрочем, как и все гласные звуки. Если человек обращал внимание на движение внутрь или внутри чего либо, то восклицал «В». Если направлял к чему-либо, то восклицал «К». Если показывал связь или суть, то восклицал «С».

Все остальные звуки человек считывал из звуков природы. Например, сильно вибрирующий звук «Р-Р», подслушанный в рычании хищников, мог означать только одно – «движение». А звук «Г» подслушан у гусей. Их «ГА-ГА» перед следованием по точному пути, гуськом, как бы поясняли смыл фонемы: «определённость». А гусиное [ГА] – точный путь, «определённость [Г] пространства [А]».

 

Мысленно восстановим процесс формирования речи.

  1. Сначала предок человека, как и любое животное, слушал и понимал звуки природы. Кричал и жестикулировал.
  2. Затем стал создавать новые крики, с мимикой и жестами, что повторяли и дополняли смысл. Некоторые жители в открытых местностях умели передавать смыслы движением (танцами). Но возможности были ограничены.
  3. Так предок человека развил взаимопонимание. Обучал детей новым крикам и жестам, как сейчас некоторые животные. Без возможности видеть жесты важность различения множества криков была очень важна. Человек постепенно научился издавать и понимать различные звуковые оттенки. Так и проходила начальная, ещё неосознанная, фонемизация.
  4. Некий мудрец (у каждого исходного языка свой), продумал как сопоставить фонемы крикам, так чтобы смысл (логический образ) фонем в крике соответствовал смыслу крика. Например, возглас [У], используемый при показе чело-либо, фонемизировался и получил смысл «рядом» или «вблизи».
  5. Он же обучил фонемам со смыслами своих соплеменников и составил первые слова из фонем прям по их смыслам. Например, жужжание трансформировалось в набор фонем [ЖУЖЖ] и стало словом, говорящем от том, что «сжатие-разжимание», вызывающее звук [Ж], происходит «рядом».
  6. Племя мудреца поняло важность открытия, обучилось, а затем, очень постепенно, развивало словарный запас и стало обучать своих потомков фонемной речи.
  7. Для передачи множества смыслов нескольких фонем перестало хватать. Можно было расширять их количество за счёт слабо уловимых интонаций, как это происходило в Юго-Восточной Азии, но так сильно количество не увеличить.
  8. Предки индоевропейцев пошли по своему пути. Они стали складывать слоги. Фонемы и их смыслы. Слоги получали соединённое звучание и логическое соединение смыслов. Например, фонема [Ж] – «сжатие-разжимание» плюс фонема [У] – «рядом» получило смысл «чувствовать опасность». Как в слове «жужжание». Но если человек не понимал до конца опасность, то ему становилось «жуть» как «жутко». Возможно, приползла змея.
  9. Очевидно, что слоги [ЖУ] и [УЖ] близки по смыслу, ведь состоят из одинаковых фонем. Поэтому обратный слог [УЖ], где гласный звук вначале, получил обратный смысл прямого слога [ЖУ] – «чувство безопасности». Возможно, приполз уж.

Так речь получила множество смыслов, используя минимум фонем! В русском языке, наследнике индоевропейского, всего 23 фонемы, 5 из них гласные.

Такое количество удивительным образом совпадает с количеством букв в самом древнем из известных винчанском письме. Сербский учёный XX века Радивой Пешич, изучавший письменность из Винчи, Баницы (пригород Белграда) и других археологических районов, которые принадлежат к винчанской культуре насчитал всего 26 уникальных букв, 5 из которых гласные.

Ещё раз напомню, что фонема — это чётко различимый звук со своим особым логическим образом или смыслом. Фонему можно представить одним символом – буквой и составить письменность, точно передающую речь. При этом букв не может быть меньше, чем фонем в языке. Должно быть больше, ведь нужно как-то выделять твёрдость и мягкость произношения, кратко записывать самые распространённые слоги.

Если открытия Пешича сопоставить с восстановленной историей миграция народов, то можно удивиться ещё больше. Русские учёные Анатолий Клёсов и Игорь Рожанский, наши современники, основатели науки ДНК-генеалогия, используя расшифровку генома человека, а конкретно информацию Y-хромосом, что передаётся от отца к сыну, смогли восстановить историю миграций людей с высокой исторической точностью в два поколения (50 лет).

Так вот, прародина индоевропейцев (маркёр Y-хромосом -- R1a) это Балканы, именно там они массово проживали 6500 лет тому назад (датировка винчанского письма).

Затем они расселились по огромной территории. Около 5500 лет назад массово вышли и расселились по югу Русской равнины (до Оки). С тех пор проживают там. Сохранилась обширная территория (Северская земля) с однородным (R1a-Z280) населением. Более 90% коренных жителей! И это на территории сразу трёх государств русов!

В порядке увеличения численности: белорусов (Беларусь), малорусов (Украина) и великорусов (Россия). Задумайтесь, на Северской земле русы массово проживают уже более 5500 лет никем даже не разбавленные. То есть не было успешных завоевателей и поработителей. Поэтому русы наверняка сохранили наилучшим образом культуру, язык и самоназвания своих прямых предков – индоевропейцев (R1a). Кратковременные нашествия инородцев точно были, но они не могут оказать существенного влияния ни на генофонд, ни на культуру, ни на язык.

Теперь совсем не удивительно, что самое древнее винчанское письмо – буквенное, то есть фонемное. Причём букв чуть больше фонем русского языка. Ровно пять гласных фонем не оставляют никаких сомнений.

Постойте, но гласных букв в русском языке – десять! Букв. Фонем в два раза меньше!

Буква «Ы» – это особый краткий вариант произношения фонемы «И», имеющая смысл «краткое или однократное соединение [И]». Буквы «Ё», «Е», «Ю», «Я» – это йотированные слоги, то есть гласные, начинающиеся на согласный звук «Й», означающий что-либо «в пределе» или «максимуме».

Буква «Ё» – это слог [ЙО], соответственно несёт изначальный смысл «предел [Й] объёма [О]» и является, пусть и редко используемым, но отдельным словом. «Ё моё!» Обратный слог [ОЙ], тоже древнее восклицание и несёт обратный смысл «объём пуст» или «не вышло».

Буква «Я» – это слог [ЙА], соответственно несёт изначальный смысл «предел [Й] пространства [А]» и является отдельным словом. Обратный слог, возглас «АЙ» использовался при неожиданной проблеме, опасности. Обратный слог – обратный смысл, то есть «сам справлюсь» – Я!

Буква «Ю» – это слог [ЙУ], соответственно несёт изначальный смысл «предел [Й] рядом [У]». Если предел вблизи, надо разворачиваться. Соответственно, «вертеться» тоже является смыслом слога и буквы «Ю». Задумайтесь, слово в один слог – ЮГ, «определяет» [Г] точное направление, на место «разворота» [Ю=ЙУ] солнца.

Буква «Е» – это слог [ЙЭ], соответственно несёт изначальный смысл «предел [Й] не определён [Э]». В отличии от конкретного обратного слога [ЭЙ], оклика, размытость определения прямого слога породила множество переносных смыслов. В русском языке до реформы 1918 года было сразу несколько букв для слога [ЙЭ] с разными смыслами: «слабо», «обратно», «неявно». Теперь только одна буква «Е», а её смысл можно уловить лишь по контексту, хотя всего век назад такой неопределённости ещё не было.

Любопытно, что Пешич в винчанской азбуке выделил 23 лигатуры, то есть специальные добавления к букве. Это как в современном русском, буква «Ё» — это «Е» с двумя точками наверху. То есть тогда при письме была важна не только буква, отражающая фонему, но и смысл, который она передаёт.

«Реформы» русского языка и письменности целенаправленно уводят людей от понимания своих истоков. Мы уже изучаем свой родной язык, как иностранный, запоминая смысл каждого слова. Хотя он уже там есть!

Исконные слова русского языка построены предками так, что несут содержание легко уловимое из смыслов фонем и слогов, составляющих слово.

СО – связь [С] объёмов [О]. Сок – связь [С] объёмов [О] направлена [К], то есть что само перетекает из одного объёма в другой. Сор — связь [С] объёмов [О] (через) движение [Р], то есть что перемещается из одного объёма в другой. Соткать — связать [С] объёмы [О] тканью.

У такого образного понятия как «связь объёмов» не могло не возникнуть множество переносных значений. И самое образное понятие — «душа» — неявная, но прочная связь внутри человека. Не верите?

Напрасно! Задумайтесь над словами: сопение (пение души), сознание (знание души), совесть (весть души), сомнение (мнение души), соитие (соединение душ).

Обратный слог [ОС] -- противоположное значение и результат связи объёмов — «прочный фундамент». Это подтверждают слова родного языка: основа, остов, остров, оселок, наощупь, острог, ось и другие.

Кажется, что это волшебство! Но это было общеизвестно ещё совсем недавно, в нашем ведическом прошлом.

Наши предки многие тысячелетия жили согласно ведической вере. По которой свободный человек перенимал мудрость предков через веды (сказания и былины, пословицы и поговорки, слова и звуки родного языка). Вера в мудрость и знания мешала закабалять простых людей князьям и боярам. Очень постепенно, обманом, вера предков была заменена на особое «православное христианство», которое впитало множество древних ведических традиций, но далеко не все. Так постепенно стала угасать прямая связь с нашими предками, оставившими нам в наследство божественно волшебный русский язык.

 


 

Список используемых материалов.

  1. «История древней русской словесности», Михаил Максимович, Киев, 1839, @
  2. «Корнеслов», Федор Шимкевич, Императорская академия наук, СПб, 1842.
  3. «Мысли об истории русского языка и других славянских наречий», Измаил Срезневский, СПб, 1887, @
  4. «Словарь древне-русского языка по письменным источникам», Измаил Срезневский, Императорская академия наук, СПб, 1893
  5. «Толковый словарь русского языка», Дмитрий Ушаков, М, 1935, @
  6. «Краткий этимологический словарь русского языка», Николай Шанский и другие, Просвещение, М, 1971, @
  7. «Словарь русского языка» XI-XVII веков, Академия наук СССР, Институт русского языка, «Наука», М, 1972, @ (моменты первого употребления слов, зафиксированные в летописях).
  8. «Старославянский словарь X-XI веков», Благова, Цейтлин и др., «Русский язык», М, 1994, @
  9. «Русское именное словоизменение», Андрей Зализняк, Языки славянской культуры, М 2002, @
  10. «Тайна древнейшей протославянской письменности. Винчанское письмо», Радивой Пешич, Амрита, 2018
  11. «Исходный язык», Семён Корнетов, Тула, 2020, @
  12. Материалы сайта «Переформат», @ (статьи ДНК-генеалогии на русском языке, «переформатирование» истории человечества на основе полученных данных).
  13. Материалы сайта «Грамота.РУ», @ (справочно-информационный портал по русскому языку).
  14. Материалы сайта «Русские слоги», @ (смысловые значения букв, слогов и слов русского языка).
  15. Материалы сайта «Словарь синонимов», @ (словарь русских слов, синонимов и сходных по смыслу выражений).
  16. Праиндоевропейский корнеслов, материалы сайт, @

комментариев нет