Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

Эффективная экономика

Эффективная экономика
Эффективная экономика

Социальная справедливость даёт максимальное развитие. Та страна, которая первой пойдет по пути реальной справедливости обязательно получит самую эффективную экономику в мире.

Притча

Быстрое внедрение очень полезного и самого разумного невозможно, если оно нетрадиционно. Так заведено, что всё новое люди обычно воспринимают в штыки. Даже когда новаторы уже доказали несомненную полезность нового!

Не верите?

Хотя приход картофеля в Россию связывают с Петром I, который находясь в Нидерландах в конце XVII века, заинтересовался картофелем и «для расплода» прислал мешок клубней графу Шереметьеву, по стране он распространился значительно позже.

Крестьяне предпочитали репу и редьку. Серьезным препятствием распространения картофеля были многочисленные отравления, поскольку в пищу пробовали употреблять зеленые ядовитые ягоды картофеля, а не клубни. Даже под страхом каторги российские крестьяне отказывались разводить картофель.

Если бы не Андрей Болотов, то может так было бы до сих пор. Впервые он отведал картофель в 1757 году под Королевичем (по-немецки Кенигсбергом) во время Семилетней войны. Так понравился, что Болотов написал: «Сей овощ — хлебу подмога».

Вернувшись на родину, он стал разводить картофель в своем имении Русятино Тульской губернии. На практике Болотов установил, что перед посадкой клубни лучше резать на несколько частей с глазками. Ему же принадлежит и метод получения картофельного крахмала. Он публикует целый ряд статей о картофеле, самая известная «Примечание о картофеле, или земляных яблоках», опубликованная в 1770 году.

Хотя Болотов был поставщиком и ландшафтным архитектором царского двора и имел огромное влияние, продвинуть картофель сумел только у своих соседей, то есть в Тульской губернии, и некоторых просвещенных дворян Петербурга и Новгорода.

В конце 60-х годов XVIII века Медицинская Коллегия обратилась со специальным рапортом в Сенат о том, что лучший способ борьбы с голодом — это картофель. Потому что несколько лет подряд были неурожаи зерновых. Но распространить спасительный плод сверху так и не получилось.

До 40-ых годов XIX века картофель по всей России был экзотикой, кроме Беларуси и Тульской губернии. Пока в 1839 году не случился большой недород хлебов, охвативший все районы черноземной полосы, а в 1840 году почти повсеместно погибли всходы озимых и начался голод.

По Руси прошел слух, что туляки не голодают, а вкусно питаются. И на ярмарки Тулы, Белева, Крапивны и Епифани потянулись купцы за диковинным «средством от голода». Цены на картофель выросли многократно, но он всё равно быстро раскупался.

В это же время царские власти попытались распространять картофель принудительно, для борьбы с голодом. В историю вошли массовые волнения крестьян под названием «картофельные бунты». Волнения эти длились с 1840 по 1844 годы и охватывали Пермскую, Оренбургскую, Вятскую, Казанскую и Саратовскую губернии, то есть тех губерний, что были далеко от Тулы и Беларуси.

А далее случилось невероятное, страна распробовала «земляное яблоко»!

Особенно же быстро стали расти площади посадки картофеля после отмены крепостного права в 1861 году. Растущей промышленности для производства спирта и крахмала потребовалось множество картофеля.

Некоторые предприимчивые помещики, заводчики и крестьяне стали выращивать только картофель! Площади, занятые этой культурой в 1881 году превысили 1,5 миллиона гектаров. Россия стала мировым лидером в выращивании картофеля, особенно отличалась Беларусь, на землях которой урожаи были самыми высокими.

Именно картофель помогал выживать людям в XX веке, когда один страшный голод сменял другой, еще страшнее. Не просто полезный овощ – незаменимый!

Можно видеть, что произошло внедрение картофеля только тогда, когда на него пришла мода. Да, именно мода, способствовала его повсеместному распространению. Пока её не было почти полтора века картофель не распространялся, несмотря на все усилия подвижников и правительства.

Если кто посчитает, что распространению способствовал голод, а не мода, то ошибётся. Голод неоднократно случался и раньше, но мода на картофель не появлялась.

Величайшую силу моды я познал еще в детстве, когда в Советском Союзе, казалось бы, закрытом от постороннего влияния, пришла мода на мини-юбки. Это было помешательство! Какой там полезный картофель, совершенно бесполезные на севере мини-юбки победно шагали по стране! У всех, даже тех, кому они совсем не подходили, ни по одному параметру, в любую погоду, даже в сильный мороз!

Но по-настоящему разрушительную силу показала мода в перестройку, начатую Михаилом Горбачёвым. Точно по сценарию внешних кураторов, в Советском Союзе распространилась мода на гласность, демократию и рынок.

Сами по себе эти понятия не несут разрушительную силу, но беда была в том, что советские люди в абсолютном большинстве даже не представляли, что все понятия имеют свою золотую средину, а в крайнем проявлении разрушительны.

Мода пришла именно на самое крайнее проявление понятий. Гласность во всём, вплоть до мата и секса. Демократия повсеместна, вплоть до выбора начальника. Рынок так полностью стихийный без каких-либо моральных ограничений.

Я попробую привить моду к другому. К лучшим мировым экономическим практикам, которые по воле кураторов российская власть игнорирует.

Реальность снова создала разрушительную моду, власть постоянно надсмехается над народом, в ответ ненависть и желание вернуться туда, где было комфортно, на свою Родину, в Советский Союз, без гласности, демократии и рынка. Нас опять толкают к разрушительным крайностям!

 

Эффективная экономика

Вопросы построения эффективной экономики всегда волновали правителей и экономистов всех стран и народов. У каждой страны свой опыт, свои успехи и поражения. Несомненно, важно проанализировать этот опыт, найти самое эффективное решение в том или ином экономическом аспекте. Я понимаю, что мне известны далеко не все самые лучшие практики. Но тем не менее, я хочу поделиться теми, что я знаю и понял. И как можно проще объяснить, как они работают.

Основа основ экономического развития – отношения обмена товаров и услуг, которые называют рынком. Без них никогда не жило человечество и прожить не сможет.

Сегодня, когда идут обратные качели, под рынком многие понимают то безобразие что сотворили младореформаторы. Но так ведь нормальный рынок практически прямо противоположен тому, что создали и который продолжает функционировать в России.

Самая важная черта нормального обмена товарами и услугами – возможность саморегуляции. Рынок эффективно перераспределяет капиталы туда, где в них большая необходимость, где от их вложения лучшая отдача.

Экономические законы действуют одинаково везде, всегда, не зависят от общественного строя. Поэтому почти всегда более эффективны те страны, в которых понимают эти законы и следуют им. Принципиально выделить самую суть. Она всего в одном понятии. Это конкуренция — экономическое соперничество. Более эффективной экономикой будет та, где она существенно выше. Во всех современных экономиках уровень внутренней конкуренции находится на довольно низком уровне. Недопустимо низкий уровень в России. Такой что ведет к деградации экономики даже при очень благоприятных прочих условиях. 

Конкуренция — состязательность объектов хозяйствования за лучшие условия, за ограниченные ресурсы с целью получения наибольшей отдачи. В живой природе под конкуренцией понимают борьбу видов за существование. Развиваться в конкурентной среде значит приобретать такие умения и навыки, а соответственно и возможности, которые помогают выжить. Для живой природы в прямом смысле, для экономики в переносном.

Игнорирование законов экономики приводит к печальным последствиям. В позднем СССР понимания законов экономики не было, но рынок есть всегда, и он проявлялся в виде чудовищного дефицита и теневой экономики. И в современной России, как и в других странах на экономическом пространстве бывшего СССР, понимания законов экономики находится на катастрофически низком уровне. Причем непонимание почти у каждого. Причины в том, что нет знающих преподавателей (наследие СССР) и, что более важно, в объяснении законов экономики для широких масс не заинтересовано руководство. Иначе станет очевидно то, что проводимая ими экономическая политика противоречит законам и направлена совсем не на развитие стран, а на обогащение мировых элит, «местных» олигархов и чиновников, на удержание власти. Для этого осуществляется прикорм некоторых граждан, например, жителей столиц. Экономический рынок, по-прежнему, понимается базаром, а не механизмом саморегуляции экономики.

Не всегда экономика СССР полностью противоречила законам. Ленинская новая экономическая политика (НЭП) под руководством Алексея Рыкова была самой успешной в современном мире и позволила набрать высокие темпы развития.

Иосифу Джугашвили (Сталину) жизненно необходимо было спешно готовиться к большой войне. Для этого он построил военно-промышленный комплекс (ВПК), особую корпорацию, включающую большую часть экономики. Внутри корпорации действуют свои законы, становится очень важен контроль и точное планирование. Теряется внутренняя конкуренция, но её Сталин заменил социалистическим соревнованием. Пока было модно соревноваться, это довольно успешно работало, но энтузиазм не может быть вечным.

ВПК явился одним из решающих факторов победы в самой кровопролитной войне и сразу после неё позволил установить паритет в вооружении. Подталкивала жесточайшая внешняя конкуренция.

После победы появилась целая система стран, созданных по образцу и подобию СССР, поэтому внешняя конкуренция серьёзно уменьшилась. Вместо того чтобы восстанавливать внутреннюю конкуренция, как стимул к самосовершенствованию, в СССР при Никите Хрущёве ликвидировали низовую конкурентную экономику, которая при Сталине давала более трети внутреннего валового продукта (ВВП) и обеспечивала население необходимыми товарами широкого потребления и почти всем продовольствием.

Когда в США и других западных странах перенимали успешный опыт СССР в планировании, в самом СССР направленно шли против экономических законов, разрушая пусть несовершенную, но рабочую рыночную систему до основания.

Чтобы понять, как работает рынок приведу простую аналогию. Представьте два автомобиля. Один полностью на ручном управлении. При этом он современный и спортивный, обязательно частично автоматизированный. Например, Феррари.

Другой имеет полностью автоматическое управление, при этом его тоже, частично, можно перевести в ручное управление. У него автоматическая навигация, сам едет по указанному маршруту сам и паркуется. Например, Тесла.

Представили?

Какой автомобиль победит на небольшой дистанции? Не ясно, зависит от многих факторов, прежде всего от пилота. Возможно, победит Феррари. Так и в экономике. На краткосрочный период, например, во время войны, ручное управлением может быть эффективнее рыночного. Всё зависит от руководителя. СССР при Сталине смог победить во вторую мировую, построив эффективную экономику, работающую в ручном режиме управления.

При длительных гонках победитель среди автомобилей понятен сразу. Ведь слабым звеном здесь будет пилот, какой бы гениальный он не был. Тесла победит. Так и в экономике. При длительном развитии просто необходимо переложить максимум на механизм саморегуляции, а вмешиваться лишь иногда, подправляя там, где налаженный рынок дал сбой. Что легче и требует минимум вмешательства, читайте чиновников.

Далее я попытаюсь раскрыть некоторые предложения, которые можно применить для повышения эффективности экономики. Каждое предложение важно и может сказаться положительно, но применение всех описанных предложений, развитие их в едином ключе, должно позволить построить очень эффективную экономику. Не все предложения чисто экономические, но все непосредственно влияют на экономику.

Независимые рейтинги

С развитием компьютеризации появилась возможность рассчитывать действительно независимые рейтинги во всех сферах жизни, в том числе и экономике. Рейтинги помогают узнать больше за минимальное время. Возможность изменения рейтинга позволяет получить обратную реакцию. Но обычные рейтинги слишком зависимы от случая и позволяют манипулировать. В экономике должны применяться только действительно независимые рейтинги.

Рассмотрим отвлечённый пример. Представим, что есть рейтинг водителя, конечно независимый, который строится из тех данных что имеются у государства на водителя. Стаж, история штрафов, история их оспаривания в судах, обращений в страховую, прохождения технического осмотра (ТО) и других. По ним вычисляется независимый рейтинг, так как решила (разработала алгоритм) специальная государственная комиссия, созданная разово только для разработки этого рейтинга и алгоритма его расчёта из специалистов, представляющих все заинтересованные стороны. Также, представим, что есть рейтинг дорожного инспектора. И представим, что инспектор с низким рейтингом, пытается развести водителя с высоким рейтингом на выдуманное им нарушение. Водитель не согласен. Дело передается в суд, где у судьи тоже есть свой рейтинг. Если судья примет не справедливую сторону и потом её решение законно опротестуют, то получит резкое ухудшение рейтинга, инспектор тоже. И последнее, представим, что от величины рейтинга будет сильно завесить для государственных служащих их увольнение, запрет на профессию, пенсия, различного рода компенсации от государства и многое другое. Представили и сразу становится понятно, что описанная ситуация с выдуманным нарушением станет маловероятна.

В экономических аспектах похоже, но об этом далее. В любом случае число независимых рейтингов должно быть небольшим, рейтинги предельно понятными, алгоритмы их подсчета широко известными.

Внедрение независимых рейтингов в экономике идет в очень многих странах, прежде всего хочу отметить Финляндию, Корею и Канаду. Страна (или экономическое содружество стран) которая создаст полноценную, цельную систему реально независимых рейтингов во всех экономических аспектах получит реальное и неоспоримое преимущество в конкурентной борьбе экономик.

Конкуренция капиталов

Наибольшее развитие получают экономики тех стран, где собственниками средств производства являются единицы хозяйствования. Причем чем больше собственников, тем лучше развитие. Оптимально, когда единицы хозяйствования — это конкретные люди, семьи, артели с распределением собственности. У каждого небольшие капиталы и почти всё взрослое население – капиталисты.

Марксизм, господствующая «коммунистическая» идеология, ставила своей целью уничтожение любой частной собственности, читайте капитала. Марксистами считалось что капитал причина несправедливости. Но капитал это всего лишь собственность, дающая доход, которая вдобавок полностью отвечает принципу справедливости «от каждого по способностям — каждому по труду». Человек не проел или прогулял заработанное, а вложил в дело на будущее. Марксисты, борясь с любым капиталом, даже самым малым, убили предпринимательскую инициативу и хозяйское отношение к делу.

Постепенно приходит понимание важности капитала и в рядах марксистов. Коммунистическая партия Китая, во главе с Дэн Сяопином, 40 лет назад пошла по пути реформ и сегодня китайская экономика одна из самых развитых в мире. Из классических капиталистических стран наибольшее число собственников в Японии, Южной Кореи, США.

Почему количество собственников капитала так важно?

Потому что становится более конкурентным главный рынок экономики - рынок капиталов. А для создания эффективной экономики важно чтобы население инвестировало свои средства, прежде всего в средства производства, читайте промышленность, и распоряжалось своими капиталами на конкурентном рынке. Конкретно нужна собственная для страны (или экономического содружества стран) удобная единая электронная биржа капиталов доступная для всего населения. На которой перемещение капиталов было максимально защищено и упрощено.

На бирже капиталы предлагаются в виде полного пакета или акций. Организована торговля так, чтобы покупатель имел полное представление о компании, которая выставлена на торги целиком или чьи акции можно купить. Известна вся история компании, все её независимые рейтинги. И еще много другой информации должно быть доступно для внутренних инвесторов. Частично это реализовано на самых развитых биржах мира, даже есть возможность выхода на торги других мировых бирж. 

Единая государственная биржа обязана давать полную информационную и страховую поддержку своим компаниям и своим гражданам, сделать покупку максимально безопасной. Проявляться это должно в предупреждении от биржи об опасности той или иной сделки и требовании прекратить опасную активность, предупреждении о резком изменении курса акций для владельцев, выплате страховых компенсаций в случае, если своевременных предупреждений и требований от биржи не было или они были не однозначными.

Действительно народное государство не может пустить развитие экономики на самотёк, даже при наличии самой качественной системы государственных бирж. Обязательно нужно инвестировать в развитие самых важных отраслей, тяжёлую и оборонную промышленность, в развитие науки и технологий. 

Государственными предприятиями должен кто-то управлять, распоряжаться государственным пакетом акций. На практике чиновник в совете директоров напрямую не заинтересован в лучшей работе предприятия и может преследовать личные интересы, а решение, которое он принимает, обязательно для выполнения. Выход есть! Управление такими предприятиями через общественные инвестиционные фонды (ОИФ).

В чем их особенность? Как они организованы?

Такие инвестиционные фонды предполагают полную ответственность всем своим имуществом служащих фонда, запрет перевода средств фонда за рубеж и тотальный контроль со стороны всего общества и государства. Да, и здесь присутствуют чиновники, но только на контроле. Общественных инвестиционных фондов должно быть немного, и они всегда и у всех должны быть на виду, с полностью прозрачной отчетностью.

Работу фондов правильнее организовать по трем лигам, аналогичным спортивным. Через первую лигу общество, то есть каждый конкретный человек, и государство финансируют федеральные проекты, через первую и вторую крупные региональные проекты, через третью (учебную) некрупные региональные. Ежегодно подводятся результаты соревнования фондов, лучшие получают награды или переходят в более высокие лиги, худшие перемещаются в низшие или ликвидируются.

При ликвидации все служащие фонда, даже уже ушедшие из него, отчитываются о проделанной работе. По результатам делаются выводы. Напомню, что служащие фонда ответственны всем своим имуществом.

Инвестирование обществом и государством не напрямую, а через специальные фонды, которые состязаются между собой и возглавляются самыми образованными экономистами, существенно прозрачнее и эффективнее. Один инвестиционный проект можно и нужно вести через несколько фондов. Плюс при таком подходе в том, что важный проект контролируют сразу несколько фондов через советы акционеров. Но главное в том, что в экономике при большой доле общественной собственности формируется высокий уровень состязательности, ведущий к уменьшению издержек.

Чисто государственная собственность в экономике должна быть минимальна, большая часть собственности— это средства общественных инвестиционных фондов, которые формируются на частные и государственные инвестиции в особые акции фонда, предоставляющие только дивиденды. Ограниченная по численности команда управляющих фонда постоянно на виду, играть на бирже им и членам их семей запрещено, зарплату получают строго по тарифной сетке. Премиальные выплачиваются по годовым результатам деятельности фонда.

Биржевые торги

Напомню, что биржа — это юридическое лицо, обеспечивающее на регулярной основе торговлю товарами, валютами, ценными бумагами, то есть всего, что можно купить или продать. При этом это юридическое лицо отвечает за заключенные сделки. То есть делает торговлю цивилизованной.

Самый современный вид торговли -- электронная биржа. Самый безопасный вид – государственная биржа, где государственная структура, как юридическое лицо, отвечает за все сделки и контролирует всех участников. Предупреждает, если один из участников не имеет полного доверия.

Развитие рынка товаров и услуг также должно осуществляться через собственную электронную биржу, единую для всего экономического содружества. Все возможности бесплатно для своих компаний и своих граждан. Удобство торгов для каждой, даже самой маленькой компании сильно способствует развитию рынка и увеличения конкуренции.

Все закупки для государственных организаций и компаний (даже с минимальным государственным участием) необходимо сделать обязательным через эту биржу. При закупках биржа осуществляет выбор по сочетанию предложенной цены с рейтингами компании (поставщика товара или услуги), а не по самой низкой цене из предложенных. Предлагается несколько вариантов списком рекомендованных поставщиков.

Государственные организации обязаны остановить свой выбор на первом варианте. Для государственных организаций, имеющих высокий рейтинг коррупционной надежности, разрешается осуществить выбор не первого, а следующих за ним, но находящихся в списке рекомендованных поставщиков. Компании с государственным участием должны выбрать также из этого списка, а имеющие высокий рейтинг коррупционной надежности могут выбрать любого поставщика, участвовавшего в торгах.

В случае, когда выбирается не верхний вариант из списка обязательно подробное объяснение почему был выбран другой вариант. При нахождении коррупционной составляющей такие объяснения будут отягощающим фактором.

Казалось бы, описанная работа биржи далёкое будущее, но уже подобным образом реализуется работа в различных самых передовых странах. Неким образцом может служить система государственных закупок, реализованная в Канаде.

Автоматизация управления

Развитие портала госуслуг с включением всех возможных услуг для людей и организаций. Строгий контроль государственных служащих, имеющих полный доступ к информации портала. Очень серьезные уголовные наказания за несанкционированный доступ, утечку или изменение информации портала. Продуманное безопасное хранение архивов.

Портал должен функционировать так что всё взаимодействие с государством юридические и физические лица, то есть все компании и все люди, могли бы осуществлять через него. При этом в личных кабинетах граждан и компаний должно быть отражено все имущество и все выплаты. Налоговые, штрафы, судебные, постоянные (например, ЖКХ) и прочие. Была возможность все оплатить, в том числе автоматически. При этом действовало правило: «Если какая-либо обязательная выплата не была отражена в личном кабинете, то платить ее не обязательно, а если включили с опозданием, то пени не начислять».

Необходим строгий запрет государственным чиновникам напрямую работать с людьми, только через информационный портал и фирмы посредники. Исключение только для учителей, врачей и полицейских, деятельность которых как государственных служащих регламентируется специальными законами. Коммерческие фирмы посредники – многофункциональные центры с частичной государственной собственностью и обязательной государственной лицензией на осуществление деятельности, должны находится по особым пристальным контролем со стороны государства.

Предлагается коренное уменьшение численности государственных служащих, за исключением учителей, врачей и полицейских. Ликвидация налоговой службы и создание небольшого налогового подразделения полиции. Ликвидация или серьезное реформирование с большим сокращением состава других государственных служб. Реформа системы управления по сингапурскому образцу, где численность чиновников на два порядка меньше, чем в современной России.

Напомню, что в Сингапуре премьер-министр Ли Куан Ю для борьбы с коррупцией перепробовал множество мер. От строгого повсеместного контроля до предельной жесткости наказаний. Ситуация улучшалась, но полностью изжить коррупцию помогла комплексная компьютеризация всех сфер жизнедеятельности государства. Это первая страна, где внутри страны запрещен бумажный документооборот. Всё взаимодействие только электронное: договора, отчетность, лицензии и прочее. Открыть новую фирму можно за десять минут. И всё без единого чиновника.

Прогрессивное налогообложение

Примером реформы системы налогообложения, как положительным, так и отрицательным может служить Франция. Франция первой ввела прогрессивный налог на доходы семьи со всевозможных доходов, максимально освободив от налогов производство. Это сказалось очень положительно на экономике.

Но вместе с тем ставка налогообложения на самых богатых в 50% является психологически слишком высокой. Неудачная попытка поднять её аж до 75% (для преодоления сложностей в экономике), вынудила многих богатых французских граждан менять гражданство. Что только усилило проблемы.

Прогрессивное налогообложение осуществляется по системе, где с большего дохода берется более высокий процент. Такая система обычно задается двумя способами.

Первый способ — это прогрессивная шкала, например, до 1000 – 10%, от 1000 до 3000 – 20% и так далее.

Если доход 2000, то до 1000 возьмется 10% - 100, а со второй 1000 20% - 200, итого 300. Такой способ удобнее для понимания, но не удобен и сложен для расчетов.

Во втором используется формула расчетов ставки налогообложения, например формула:

max – M (max – min) / (M + D – N).

Где max – максимальная ставка, min – минимальная, M – доход со средней ставкой (обычно средний доход), D – облагаемый доход, N – необлагаемая сумма и сумма всех вычетов. Например, если максимальная ставка - 40%, минимальная - 10%, то для дохода за вычетом необлагаемой суммы и суммы всех вычетов в половину M ставка налогообложения будет 20%, в M – 25% (средняя), в 2M – 30%, в 14M – 38%.

Эффективнее всего не брать налоги с производства вообще, а облагать налогом только те средства что изымаются для личного потребления, и брать налоги только с граждан. Психологически комфортно забирать не более третьей части дохода. Из мировой практики, в том числе во Франции, определено, что реальная ставка налогообложения не должна быть выше 50%.

Серьезно уменьшить максимальную ставку налогообложения на доходы граждан поможет прогрессивный налог на наследство. В США таким налогом в 55% облагаются наследство, стоимость которого превышает 600 тысяч долларов.

Считаю, что самым разумным вариантом является прогрессивный налог на наследство с 10 до 70% в зависимости от величины облагаемой стоимости наследства. При этом не облагаемая величина для близких родственников и для тех (не родственников) кто долго совместно проживал и вписан в завещание должна быть большой, на уровне США.

Например, разбить на уровни по величине необлагаемой суммы:

Супруги, прожившие вместе более 30 лет и все прямые предки (родители и их родители) [эквивалент 800 тысяч долларов].

Супруги, прожившие вместе более 10 лет и дети [400 тысяч долларов].

Супруги, прожившие вместе более 5 лет, братья и сестры, внуки и правнуки [300 тысяч долларов].

Супруги, прожившие вместе более 1 года, племянники и племянницы, дяди и тети, кузены [200 тысяч долларов].

Прочие включенные в завещание или супруги, прожившие вместе менее года [100 тысяч долларов].

Для первого уровня необлагаемая сумма должна быть на уровне и даже выше чем необлагаемая сумма в США. Для вторых в два раза меньше. Для третьего уровня и последующих меньше предыдущей на 20%. При этом по суду, доказав совместное проживание и хозяйствование можно повысить свой уровень.

Тогда максимальной ставкой налогообложения дохода граждан может стать разумные и психологически нейтральные 30-35%, а не 50% как во Франции.

Сам же прогрессивный налог разумнее брать не с человека, а со всей семьи, как во Франции. Для семьи подсчитывается совокупный доход, учитываются все поступления. Применяются различные вычеты (на покупку жилья, медицину, образование и другие). Далее рассчитывается семейный коэффициент. При подсчёте коэффициента складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги) - по 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) - по 0.5, третий и последующие - каждый по 1. При смерти одного из родителей коэффициент увеличивается и так далее.

Например, семья из пяти человек (родители и трое детей) имеет семейный коэффициент равный 4. Работает только глава семейства, заработал за год столько что, после всех вычетов осталось 80 тысяч евро. 

Разделим эту сумму на семейный коэффициент, получим 20 тысяч. И применим как к четырем людям прогрессивный налог. Предположим, 4 * 20 000 * 12% = 9 600. Если бы прогрессивный налог применялся только к отцу без учета семьи, коэффициент равен 1, то было бы: 1 * 80 000 * 34% = 27 200 (12% и 34% это усредненный процент из сложного способа [1] расчёта налога во Франции). Можно увидеть, что для семьи налог существенно ниже.

Так правильнее делать для повышения рождаемости, а не давать нищенские пособия, способные стимулировать разве что очень малоимущих и, что очень вероятно, малообразованных.

Основную тяжесть налогов правильнее переложить на богатых, да и то не всех, а только тех, кто изымает свое богатство из производства для личного потребления.

Контроль расходов

После применения прогрессивной системы налогообложения можно и нужно создать систему контроля расходов своих граждан. Конечно не с целью знать о них всё и следить за каждым шагом, а с целью наказать тех, кто налоги не уплатил. Не уплатил потому, что пытался скрыть доходы или не мог показать доходы, так как получил их нечестным, то есть криминальным, путем.

Примером и модной мировой тенденцией может служить Франция, которая дальше всех продвинулась в этом вопросе, сумев даже продавить соседние Люксембург и Швейцарию на предмет того, чтобы они информировали о вкладах французов в люксембургских и швейцарских банках. Для подобного контроля важным является переход повсеместно к безналичному расчету. А если оплата осуществляется наличными на существенную сумму (во Франции от 100 евро), то продавец обязан потребовать от покупателя документы и ввести его данные.

Важным является также статья в уголовном законодательстве по которой за неуплату налогов накладывается уголовное наказание с изъятием всего имущества в пользу государства. Конечно такая мера должна применяться только при существенных суммах неуплаты или систематической неуплате налогов. В остальных случаях значительный штраф с возвратом недоимок. Именно за неуплату налогов во Франции пересажали главарей мафии, которые своими руками преступления не совершают.

Французский опыт перенимается во многих государствах мира. Очень успешно в Испании и Португалии. Отмечу, что в сочетание с прогрессивным налогообложением на семью контроль расходов особенно эффективен и позволяет весь процесс автоматизировать.

Народный контроль

Народный контроль родом из СССР. Сама идея народного контроля в экономике была, несомненно, передовая. Дополнительный контроль, тем более всего народа, при правильной организации не может помешать и не потребует дополнительных бюджетных затрат.

Сегодня контроль со стороны народа за государственными чиновниками в той или иной форме присутствует во многих странах. Но полноценной системы контроля нигде не просматривается.

Необходим государственный портал контроля, куда может обратиться каждый гражданин, передать достоверную информацию (желательно с доказательствами) о недостатках и нарушениях.

Конечно, непосредственный контроль всех аспектов жизни эффективнее организовать на местах. Комиссия народного контроля должна быть в каждом районе. Комиссары — это граждане с высоким рейтингом доверия, желающие улучшить жизнь района, выбранные жителями. В каждом районе не более семи широко известных комиссаров. Все сугубо добровольно.

Комиссарам обязана содействовать полиция и дано право экономического контроля деятельности предприятий и чиновников в пределах своего района. Муниципалитет должен предоставить помещение для заседаний комиссии народного контроля, а также постоянно работающего секретаря (с обеспечением содержания от муниципалитета) для приёма обращений. На государственном портале контроля должна размещаться полная информация о районных комиссиях и их деятельности. Лучшие комиссары - премироваться.

На региональном и федеральном уровне также должны действовать контрольные комиссии из выборных граждан на добровольной основе. Федеральные или региональные комиссары — это самые ответственные граждане, с наивысшим рейтингом доверия. Работая каждый по своей специальности, они проверяют все аспекты деятельности в обществе, потому что наделены таким правом.

Плановая экономика

Первым применившим стал СССР, страна первопроходец, в которой впервые была декларировано стремление общества к справедливости.

На современном этапе точный план экономического развития, является хорошей возможностью минимизировать негативные проявления рынка. Да такие проявления есть. При рынке капиталы перетекают в те отрасли, где наибольшая отдача. Но не всегда это те отрасли, которые очень важны и даже необходимы для общественного развития. Нужно вовремя обнаруживать проблемы, перекосы развития, и исправлять их.

Чем точнее будет планирование, тем лучше. В долгосрочной перспективе устанавливаются только самые важные параметры, которых нужно будет достичь. Для каждого параметра просчитывается его приблизительное значение по результатам каждого экономического года для того, чтобы было легко контролировать его выполнение. 

Такое планирование было реализовано в СССР. Но у него был существенный недостаток. Выполнение основных параметров развития не гарантировало то, что не упускались из плана разнообразные мелочи. Чтобы план на экономический год был максимально точен и не была бы упущена никакая мелочь предполагается планировать в несколько итераций.

На первой итерации все компании подают на портал планирования свои планы по выпуску продукции об оказания услуг на следующий финансовый год. Не менее чем за полгода. Общий план обрабатывается, находятся слабые места, где нет соответствия с планом долгосрочного развития и планом-прогнозом по результатам предыдущих годов.

Предлагаются соответствующие меры. Изменяются акцизы и налог с оборота, добавляются инвестиции в ту или иную отрасль экономики и прочее. В компаниях анализируют эти меры государства и корректируют (или нет) свои планы на следующий год. Таких итераций может быть несколько. Все просчитывается автоматически и анализируется экономистами.

Стимулом компаниям подавать самые точные сведения будет изменение их рейтинга. При точном выполнении плана рейтинг компании повышается, при сильной неточности понижается.

Развитие инфраструктуры

Развитие инфраструктуры государства является наилучшим вложением средств. Не требуется никаких огромных резервных фондов если у государства есть развитая и продуманная инфраструктура. Прежде всего развитие инфраструктуры необходимо для обеспечения высокоскоростных информационных коммуникаций.

Также, для территориально протяженных стран, развитие сверхскоростных железнодорожных перевозок должно быть приоритетным. Франция, Япония и Китай лидеры в этом вопросе.

Но примером комплексного подхода к развитию железнодорожного транспорта может служить небольшая по территории Швейцария, где высокоскоростные перевозки напрямик через горы по длинным туннелям соседствуют с высочайшей доступностью железных дорог, которые проведены до каждого небольшого городка. Особо нужно отметить точность соблюдения расписания следования поездов по стране.

Но более важно для любых стран развитие сети автомобильных дорог. На современном этапе развития особо приоритетно строительство скоростных автомагистралей в обход всех населенных пунктов.

Для России очень нужна новая транс-российская магистраль от Смоленска (точнее от Белорусского участка М1) до Сахалина с продолжением в Японию. Также очень желательны магистрали от Петербурга в обход Москвы до Оренбурга, далее до границы на Актобе с продолжением в Китай. А также от Нижнего Новгорода до Дербента с продолжением в Азербайджан и Иран.

Германия, США, Канада и Китай как самые достойные примеры для подражания. За год сеть китайских высокоскоростных магистралей увеличивается на величину сравнимую по протяженности всех магистралей в России.

В приоритете также развитие больших и сверхбольших аэропортов (воздушных хабов) для того, чтобы коренным образом улучшить логистику. Соединение рейсов разумно осуществлять через такие аэропорты.

В России напрашивается подобный воздушный хаб между Орлом и Тулой. В часовой близости сверхскоростного поезда от столицы при этом в иной, более сухой и теплой, лесостепной зоне. Такой аэропорт позволит серьёзно разгрузить аэропорты Москвы и обеспечить более удобные пересадки транзитных пассажиров. Германия и США лидеры в этом вопросе.

Особенно хочу выделить опыт по развитию инфраструктуры в Норвегии.

Некоторые считают, что Норвегия имеет максимум природных ресурсов в расчете на одного жителя, поэтому невероятно богата. Но по сравнению с Россией Норвегия обделена. Скалы и фьорды. Нет ни плодородных почв, ни больших лесных массивов, ни теплого моря.

Важно то, что в Норвегии по закону все естественные природные ресурсы принадлежат государству и когда под морским дном в Северном море открыли месторождения нефти и газа Норвегия обогнала по качеству жизни все страны мира. Потому что специальный налог (рента) на нефтегазовую деятельность позволил перераспределить сверхприбыли на пользу всему народу.

Для разумного расходования средств в 1996 году был сформирован фонд будущих поколений, самый крупный в мире на сегодня. Бюджет Норвегии на сегодняшний день бездефицитный по определению, ведь значительные доходы от нефтегазового комплекса прямо идут в фонд.

За счёт фонда осуществляются крупномасштабные инвестиции в инфраструктуру своей страны, в здравоохранение и образование, строительство дорог, развитие северных и центральных регионов. Цель сделать качество жизни всего населения страны сравнимыми по объему и качеству с жителями Осло. Фонд дотирует науку, производство, сельскохозяйственный сектор, лесную и рыболовную промышленности.

Правительство проводит политику развития внутреннего рынка, постоянно увеличивая потребление товаров, производимых внутри Норвегии. Формируется негативное отношение к предметам роскоши, бездумному прожиганию жизни. Поистине богатые норвежцы занимаются меценатством, получая признание и благодарность сограждан. Продумывается каждая мелочь, например оплата платных участков дорог проходит без задержек через привязанный банковский счет, и как только строительство участка окупается – оплата отменяется.

В России локомотивом развития экономики может и должна служить оборонная промышленность. Для оборонки требуется развитая научно техническая база, мощная кооперация высокотехнологичных предприятий, продуманное планирование и особый государственный контроль. И, конечно, собственная армия, вооружённая самым передовым оружием собственного производства или стратегических союзников.

Туристическая привлекательность

Вложения в привлекательность: чистоту и порядок, озеленение, туристическую инфраструктуру, соответствие построек одному типу в одной местности с качественным внешним видом, бережным отношением к старине и традициям очень затратны. Но вложения в туристическую привлекательность очень разумны. Они обязательно окупятся за счет улучшения культурного уровня населения и увеличения туристического потока.

Модные тенденции в этой сфере распространяются молниеносно, потому что продвижение туризма — это практически беспроигрышные вложения, улучшающие инфраструктуру без сильных негативных последствий. Примером могут служить многие страны. Мне симпатична специфика Нидерландов, Испании и Италии. В последнее время очень сильно продвинулась в этом вопросе Польша.

Для России в развитии туризма более разумно ориентироваться на опыт Скандинавских стран, где доступ к каждому туристическому объекту максимально упрощён. Всегда в наличии качественная асфальтовая или железная дорога, кемпинг и отели, обустроенные треки, зоны отдыха, достаточная справочная информация в том числе на международном английском языке. Запрещена езда по грунтовым дорогам в природоохранных зонах. Повсеместно строго запрещен и жестко пресекается выброс мусора.

Разумная урбанизация

Довольно простая истина, что проживание в огромных мегаполисах неэффективно почти со всех точек зрения, пока не нашла глубокого понимания. Жажда наживы и желание высших чиновников жить с комфортом самим и не иметь рядом голодающее и недовольное население приводит к тому что продолжают разрастаться огромные мегаполисы. Очень выгодно осуществлять точечную застройку в центре мегаполиса где уже есть поблизости все коммуникации, но очень неразумно. Концентрация населения в мегаполисах приводит к серьезным проблемам (транспортным, снабжения, экологическим и многим другим).

Быстро окупаемый доход получают только коммерсанты, но затем требуются огромные государственные и муниципальные вложения для того, чтобы хоть немного решить возникшие проблемы.

Средства вложенные в развитие глубинки окупаются длительнее, но такое вложение не должно приводить к негативным последствиям, а наоборот приводит к большей эффективности общества и экономики. Урбанизация в малые и средние города значительно разумнее чем в мегаполисы. Самое оптимальное это когда люди, проживающее на селе, чувствуют недостаток только в том, что до театров и больших стадионов нужно ехать на транспорте, а не пешком.

Положительным примером могут служить Германия, Канада, Австралия. Частично Бразилия. Самый верный подход, не доводить до проблем подобного рода, продемонстрировали швейцарцы. Они приступили к решению тогда, когда проблема только начала проявляться. Их Цюрих, как мировая банковская столица, еще 40 лет назад, по их мнению, стал сильно увеличиваться и вырос аж до 800 тысяч жителей! Поэтому стали выводить некоторые производства из города, развивать инфраструктуру по всей стране, сглаживать различия жизни в большом городе и глубинке. В результате сегодня численность жителей Цюриха уменьшилась почти в два раза и меньшими затратами была достигнута необходимая гармония.

В действительно развитых странах богатые люди предпочитают селиться за городом, слушать тишину, дышать свежим воздухом и при этом не получать практически никаких неудобств.

Социальная справедливость

Важнейшим стимулом экономической эффективности является реальное равенство всех людей перед законом, отсутствие любых привилегий, соответствие стоимости товаров и услуг вложенному в них труду.

Можно сформулировать так: «чтобы каждый максимально эффективно реализовывал свои способности нужно чтобы вознаграждение как можно точнее соответствовало затраченному труду». 

Как этот затраченный труд подсчитать? В достаточно конкурентной среде наступает равновесие спроса и предложения именно на уровне реально вложенного труда.

Соответственно справедливым может быть только то общество, где экономическая состязательность находится на высоком уровне во всех сферах жизнедеятельности. Общество с высочайшим уровнем экономической конкуренции с одной стороны и максимальным уровнем защищенности с другой стороны, где достойный уровень жизни обеспечен всем, особенно инвалидам и престарелым.

При этом социальную справедливость не стоит понимать, как принудительное выравнивание доходов. Тот, кто много и успешно трудится, имеет и может применить уникальные способности, умеет эффективно вложить заработанные средства должен заслужено быть намного богаче большинства.

Но помимо работающих, есть служащие на муниципальном или государственном уровне. Часть этих служащих – чиновники, которые обеспечивают работу государственной машины вне конкурентной среды. Необходимо ограничить возможности чиновников поживиться за счет государства пользуясь своим положением. Нужно максимально отдалить чиновников от денежных потоков и неконтролируемого распределения ресурсов. Оптимально максимально переложить функции чиновников на государственную компьютерную систему, как это сделано в Сингапуре.

А там, где это принципиально невозможно сделать нужно создать для чиновников состязательные условия под контролем всего народа. Это будет не сложно ведь чиновников останется совсем небольшое количество.

Социальная справедливость подразумевает четкое понимание какая зарплата у государственного служащего любого уровня. Это касается учителей, врачей, полицейских и военных. При этом соотношение между реальными доходами самого низкооплачиваемого служащего (клерка) и самого высокооплачиваемого (премьер-министра или президента) не должна превышать 20 раз. Лучше если разница меньше. Причем уровень зарплат должен возрастать равномерно в зависимости от ранга государственного служащего.

Также должно быть четкое соответствие окладов схожих уровней из разных государственных структур. Например, оклад полковника армии должен быть равен окладу полковника полиции, а также окладам мэра небольшого города, директора школы и главного врача больницы.

На социальную справедливость должно быть направлено развитие общества. К сожалению, привести достойные примеры обществ социальной справедливости на сегодня невозможно. Хозяева денег, которые контролируют большую часть экономик мира, не заинтересованы в справедливости. Наоборот, разрушают те островки справедливости, что возникают по их недосмотру. Например, наводняют беженцами самые благополучные страны. Так серьезно ухудшается ситуация со справедливостью в Скандинавских странах, которые было достигли максимального за всю историю человечества уровня. Хотя этот уровень справедливости был и не слишком высок.

Положительные изменения в этом вопросе происходят в Китае, где теперь самая мощная в мире экономика. Но надо учитывать специфику. В Китае несправедливая однопартийная политическая система и существует два экономических мира «феодальный» и «социалистический». Положительные изменения в большей степени происходят в высокоразвитом «социалистическом».

Качественное образование

По моему мнению, уровень школьного образования в СССР был высоким. Если сравнивать с текущими мировыми реальностями, можно сказать, что образцовым. Подобный уровень есть только в скандинавских странах.

Поэтому очень важно восстановить этот уровень. Для стран на постсоветском пространстве это сделать ещё возможно. Самое важное — поднять престиж учителя. Тот, кто экономит на образовании экономит на будущем. Качественное образование — это эффективность во всём и на все времена.

Разумным мне видятся следующие предложения:

Пересмотреть подход к единому государственному экзамену (ЕГЭ), сделать его более творческим и применять только для естественнонаучных дисциплин.

Вернуть арифметику вместо математики в начальной школе, как первоначальные основы не только математики, но и логики. Лучше всего на основе учебников Андрея Киселева.

Вернуть большое и сложное сочинение вместо ЕГЭ по русскому языку.

Вернуть устные экзамены вместо ЕГЭ по литературе, истории, иностранному языку.

Начиная со средних классов ввести преподавание информатики, в старших классах с основами программирования. В педагогических вузах готовить учителей информатики и программирования.

Начиная со средних классов ввести преподавание обязательного (на уровне русского языка и математики) предмета философия. В педагогических вузах массово готовить учителей философии.

Поясню, что в последнем пункте философия понимается в изначальном смысле как «любовь к мудрости», как живое представление о современной «научной картине мира». Сейчас преподают (правда, не везде) очень много отдельных предметов: география, обществознание, ОБЖ, астрономия, культура и психология. Последние две в разных интерпретациях. При этом совсем не преподают не менее важные предметы: логика, риторика, экономика, лингвистика, юриспруденция, которые просто обязательны для составления у школьника представления о научной картины мира, понимания очень многих аспектов жизни и формирование первоначальных знаний и умений. Также отсутствует дисциплина, в котором представления основных предметов (физика, химия, биология, история) объединялись в цельную научную картину. Не дается также ясное представление о том, что математика служит фундаментальным инструментом для всех наук. Объединить все науки в ясное представление о научной картине мира, развить логику и умение, в дебатах отстоять свое мнение и призвана философия.

Предполагается её ежедневное преподавание, с ЕГЭ и устным экзаменом в форме диспута. Начинать преподавание с логики и риторики, по всему курсу с обязательным решением задач, с привязкой логики задач к проходимому курсу. Принципиально важно при изучении философии дать представление о национальной культуре народов России, в первую очередь русского народа. Такое развернутое продолжение природоведения и арифметики в средней и старшей школе.

При поступлении в высшие учебные заведения обязательно надо вернуть вступительный экзамен, результат которого должен учитываться наравне с результатами ЕГЭ и школьного аттестата.

Во всех высших учебных заведениях продолжить преподавание философии на новом, существенно более высоком уровне, где прежде всего сосредоточится на изучении экономики, политики и культуры.

--

И последнее, основным принципом эффективности всегда и везде было и будет следование здравому смыслу с опорой на научные знания и лучшие мировые практики.

Так давно не было моды на здравый смысл!

                                                                                                 С. Корнетов (cornetov@gmail.com) (с) 2017-2020

комментариев нет