Постоянно действующее совещание национально патриотических сил России

Указы Собянина противоречат Конституции. Правовой анализ

Позиция председателя коллегии адвокатов «Особое мнение» Пахомова М.В. относительно ограничений прав граждан, введенных Указами Мэра Москвы Собянина С.С. «О введении режима повышенной готовности» и «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве» в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

05 марта 2020 года Мэр города Москвы Собянин С.С. издал указ № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в который впоследствии внес ряд изменений (в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ, от 16 марта 2020 г. № 21-УМ, от 19 марта 2020 г. № 25-УМ, от 23 марта 2020 г. № 26-УМ, от 25 марта 2020 г. № 28-УМ, от 26 марта 2020 г. № 31-УМ, от 27 марта 2020 г. № 33-УМ, от 29 марта 2020 г. № 34-УМ, от 31 марта 2020 г. № 35-УМ, от 2 апреля 2020 г. № 36-УМ, от 4 апреля 2020 г. № 39-УМ, от 9 апреля 2020 г. № 41-УМ, от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ, от 18 апреля 2020 г. № 44-УМ, от 21 апреля 2020 г. № 47-УМ). 

11 апреля 2020 года Мэр города Москвы Собянин С.С. издал № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», в который впоследствии внес ряд изменений (в редакции указов Мэра Москвы от 18 апреля 2020 г. № 45-УМ, от 21 апреля 2020 г. № 47-УМ). 

Перечисленные выше указы Мэра Москвы нарушают права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ.

При издании указов Мэр Москвы опирался на Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», далее ФЗ-68.

01 апреля 2020 года в ФЗ-68 были внесены ряд изменений, которыми в том числе утвердили Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. 

В ФЗ-68, а также в указанных выше Правилах отсутствуют четкие понятия, связанные с конституционными ограничениями прав и свобод граждан. Всё сводится к обязанности выполнять требования законодательства, решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или должностных лиц указанных в ФЗ-68. При этом, указами Мэра Москвы, опираясь на ФЗ-68, введен ряд ограничений, прямо затрагивающих конституционные права и свободы граждан, в том числе: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П суммировал ранее сформулированные им правовые позиции в отношении части 3 статьи 55 Конституции РФ и указал, что для исключения возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально-определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Именно с этой целью, в статье 56 Конституции РФ предусмотрено ограничение отдельных прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 Конституции РФ - в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Из статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" следует, что чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам, относятся чрезвычайные ситуации, в т.ч. эпидемии, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Согласно статье 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении», Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться введение конкретных мер и временных ограничений, прямо затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Такие меры как:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и пр. 

Дополнительно к указанным выше мерам, статьей 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» в случае (…) эпидемии вводятся такие меры как:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности; и пр.

Перечисленные выше меры и временные ограничения в той или иной мере отражены в Указах Мэра Москвы Собянина С.С. «О введении режима повышенной готовности» и «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве». При этом они отсутствуют в Федеральном законе от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на который опирается Мэр Москвы при издании вышеперечисленных указов. Фактически, Мэр Москвы ввел чрезвычайное положение, ограничив ряд конституционных прав граждан, юридически – режим повышенной готовности, не наделив граждан правами и социальными гарантиями, предусмотренными ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Без введения чрезвычайного положения, Указы Мэра Москвы Собянина С.С. «О введении режима повышенной готовности» и «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», являются чрезмерными, противоречат Конституции РФ и нарушают права и свободы граждан

Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации. В настоящее время на территории России чрезвычайное положение не введено. 

В соответствии со ст. 15 Конституции, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения - им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости и в полной мере соответствовать закону. 

 

Ссылка на источник: 

https://kaom.ru/infocentr/novosti/pravovaya_pozitsiya_po_ukazam_mera_moskvy_otnositelno_ogranicheniy_prav_svyazannykh_s_koronavirusnoy/

7425 0

комментариев нет

Читайте также

2 24374
1 11085
4 8161
Абрамов Михаил Давыдович
1 6014
2 5215