К соратникам: некоторые соображения к III съезду НПСР, отношение к КПРФ

Содержательная аналитика нашего соратника из Пскова.

Думаю, каждый из нас, активных участников выборного процесса, после спада напряжения избирательной компании, испытал противоречивые чувства. С одной стороны в успех этого «безнадежного предприятия» было вложено много энергии, времени и сил; с другой – результат практически нулевой, явно не ради 11% мы включались в эту борьбу. Что дальше? Не напрасны ли были наши усилия в попытке политически легально противостать либерально-олигархическому монстру, как нам и предрекали многие сторонние наблюдатели. Был ли в нашей деятельности смысл, что осталось в сухом остатке, можно ли доверять КПРФ, и стоит ли и дальше прикладывать личные усилия в направлении поддержки ПДС НПСР? Отвечая для себя на эти вопросы, я попытался выделить наиболее объективные позитивные тезисы, опора на которые могла бы поспособствовать выработке разумной стратегии наших дальнейших действий. Вариант «опустить руки» при этом не рассматривался.

1. В первую очередь надо зафиксировать то обстоятельство, что несмотря на внешний общественно-политический проигрыш нашего кандидата, одержана серьезная победа на внутреннем патриотическом поле. Выборная компания с выдвижением единого кандидата от национально-патриотических сил и КПРФ перевела оппозиционно-патриотическое противостояние с олигархическим режимом в качественно новое состояние. Впервые раздробленные по многочисленным партиям и движениям патриотические силы смогли собраться в единую антиолигархическую коалицию и фактически открыли в политическом пространстве России народно-освободительный фронт. Надо сразу сказать, что далеко не все социально и национально-ориентированные силы подключились к этому фронту. Многие остались в стороне, скептически оценив возможность что-либо изменить путем участия в «демократических выборах» на условиях кремлевских манипуляторов. И хотя с формальной стороны они оказались правы, но сам факт формирования в выборном процессе широкой народно-патриотической оппозиционной силы перевел политическое противостояние в стране на качественно новый уровень. Это невозможно не заметить и отрицать. Отныне оппозиционное противостояние с кремлевской властью приобретает ярко выраженное фронтальное выражение, что открывает возможность для дальнейшего, практически не ограниченного, наращивания и укрепления национально-патриотических сил на образовавшемся политическом плацдарме. Фактически можно говорить о начале формирования на этой основе широкого народно-освободительного ополчения, что по существу и подразумевает создание Всероссийского общественного движения НПСР.

Для подтверждения объективности данной народно-освободительной перспективы можно привести два очевидных довода:

1. Альтернативы максимально широкому объединению всех антиолигархических патриотических сил не существует: только объединив усилия, мы можем освободиться от антинародного оккупационного режима и вывести Россию на путь национально-исторического созидания, а не погибели.

2. Общероссийская оппозиционная народно-патриотическая площадка с неограниченным идеологическим диапазоном, имеющая широкую региональную структуру и единую социально-экономическую платформу (Программа 20 шагов), против которой ни у одного разумного патриота не может быть возражений – создана. Это структуры НПСР.

Отсюда следует, что дальнейшая стратегия национально-патриотической самоорганизации должна строиться на основе этих двух положений, т.е. в русле дальнейшего наращивания на базе образованной платформы широкого политического взаимодействия всех оппозиционных антиолигархических сил – как политически организованных, так и индивидуально независимых. На решение этой задачи и должна быть ориентирована вся ближайшая организационная деятельность по структурному совершенствованию ПДС НПСР и созданию одноименного Общественного Движения.

В любом случае ясно, что мы не можем просто самораспуститься ввиду проигранной избирательной компании, будто победа на выборах была единственной целью всей предшествующей работы. Наоборот, изначально большинство из нас понимали, что шансы на победу не велики, но сам процесс предвыборной политической деятельности явился важнейшим фактором новой национально-патриотической самоорганизации, в результате которой в стране появилась широкая сеть качественно новых оппозиционно-политических структур широкого патриотического спектра. И это есть главное достояние, которое необходимо сохранить, расширить и вывести на новый организационный уровень, усилив проявившийся общественно-политический импульс в том же народно-освободительном направлении. В этом процессе нет заднего хода, это должно нарастать как лавина – только вперед, через размеренное наращивание силы, массы и мощи. Мы должны превратить наше движение в такую нарастающую национально-освободительную лавину. Потенциал для этого существует, надо приложить все усилия, чтобы его реализовать.

2. В этом плане основным направлением ближайшей деятельности всех подразделений НПСР следует признать задачу расширения наших рядов через вовлечение максимального количества потенциальных сторонников. Если предыдущая наша деятельность полностью определялась задачами избирательной компании (в этих условиях фактически и формировались региональные отделения), то ближайшая работа должна быть переориентирована на структурное укрепление и развитие региональных и местных отделений НПСР. В ходе прошедших выборов, через распространение информации о ПДС НПСР, едином кандидате и его Программе 20 шагов, количество потенциальных сторонников НПСР многократно возросло, необходимо вывести эти людские резервы на актуальный политический уровень. Планируемое создание Всероссийского общественного движения НПСР (его устав, цели и направления деятельности) должно отвечать в первую очередь этой задаче.

При этом необходимо найти современные формы существования НПСР именно как «движения», способного притягивать и вовлекать в себя различные оппозиционные силы и в первую очередь молодежь. В качестве одной из форм такой мобилизационной деятельности (и одновременно как формы текущей «межвыборной» работы отделений НПСР) можно рассмотреть создание под эгидой НПСР сети открытых информационно-дискуссионных площадок в виде политклубов, политкафе или «политбатлов». Регулярное проведение открытых встреч-семинаров (с нашей повесткой дня, актуальной политической тематикой и максимально широким спектром участников) способно решать сразу несколько принципиальных для НПСР задач:

- выявление и привлечение к нашей деятельности новых активных сторонников,

- популяризация Движения НПСР и Программы 20 шагов,

- выработка согласованных позиций по сложным политическим, патриотическим и идеологическим вопросам,

- обмен актуальной информацией и разоблачение антинародной сущности действующего режима,

- налаживание неформальных связей между всеми местными политически активными силами.

Такие открытые информационно-пропагандистские площадки (как марксистские рабочие кружки начала XX века) могут стать ячейками новой оппозиционно-политической активности, способными обеспечить взаимопроникающую связь местных отделений НПСР с политически активной частью общества. В плане дальнейшей национально-освободительной борьбы подобные неформальные патриотические связи на местном уровне имеют важнейшее значение.

3. Одним из важнейших вопросов дальнейшего формирования НПСР в качестве национально-освободительного движения, является отношение к КПРФ. Сразу скажу, что автор не разделяет те крайне жесткие заявления некоторых участников ПДС НПСР в адрес КПРФ, которые звучали как в ходе избирательной компании, так и по ее итогам, обвиняющие КПРФ в сознательном сливе избирательной компании, сговоре с Администрацией президента, скрытом саботаже или упорном нежелании сотрудничать с НПСР. Отдельные такие проявления, безусловно, имели место, но отталкиваться на этом основании от КПРФ как ведущей оппозиционной политической силы, и пытаться строить какой-то свой отдельный «национально-патриотический огород» было бы политически крайне опрометчиво и недальновидно.

КПРФ по своей структуре, статусу и партийным традициям очень сложное и многослойное политическое образование, и однозначных оценок здесь не может быть в принципе. Факт лишь состоит в том, что эта политическая партия все постсоветские годы остается главным выразителем оппозиционных настроений общества, и именно этот общественно-политический статус КПРФ позволил объединенным патриотическим силам провести крайне опасную для олигархической власти избирательную компанию с выдвижением единого кандидата в президенты от НПСР и КПРФ. Именно этот беспрецедентный политический факт ознаменовал выход народно-освободительной борьбы на новый уровень.

И это объективный момент нынешней политической ситуации. Ужасающие масштабы национально-исторического кризиса, спровоцированного многолетней компрадорско-олигархической политикой действующей власти, достигли такой степени очевидности, что многие патриотические силы посчитали необходимым отбросить идеологические разногласия и объединить свои силы, для легитимного отстранения от власти опостылевшего антинародного режима. Принципиально новым здесь стало то, что произошло фактическое воссоединение неформальной национально-патриотической энергии общества в лице ПДС НПСР и легальных структур главной оппозиционно-политической силы в лице КПРФ. При всех скептических претензиях к данному политическому союзу, следует признать его совершенно не случайным, сиюминутным или тактически временным, а совершенно закономерным, политически, диалектически и стратегически необходимым.

В первую очередь потому, что КПРФ фундаментально (идеологически и исторически) олицетворяет собой принцип социальной справедливости, который остается наиболее востребованным российским обществом в условиях нынешнего либерально-капиталистического беспредела. Именно этот принцип лег в основу «программы 20 шагов», и он же является ключевым стратегическим ориентиром (знаменем) для всей предстоящей национально-освободительной борьбы. Под знаменем социальной справедливости, подразумевающей в разных интерпретациях социально-ориентированную экономическую политику, социальное государство или социализм, могут сплотиться все слои российского общества, уставшего жить в условиях вопиющих социальных диспропорций.

Во-вторых, КПРФ как политическая сила, несмотря на внутренние проблемы и противоречия, продолжает оставаться единственной достаточно монолитной оппозиционной структурой, имеющей полноценную сеть своих отделений по всей стране. В условиях, когда остальные национально-патриотические силы в большинстве регионов в силу своей раздробленности лишены таких структур, или имеют их лишь в зачаточном состоянии, возможность оппозиционно-политического сотрудничества с КПРФ приобретает принципиальное значение. Как бы ни были многочисленны претензии к КПРФ высказанные в ходе прошедшей избирательной компании, надо с полной ответственностью признать, что без КПРФ подобная национально-патриотическая компания была бы просто невозможна. Начиная с наиболее вероятной невозможности зарегистрировать «национально-патриотического» кандидата в ЦИК, и кончая невозможностью организации полноценной работы местных штабов. Плохо ли, хорошо, но основную работу по организации избирательной компании нашего кандидата взяли на себя структуры КПРФ. Часто по старинке, по инерции, по многолетним шаблонам, без особой творческой жилки и энтузиазма, но уверенно, прямолинейно и целенаправленно.

4. Поэтому КПРФ, как главную оппозиционно-политическую силу, еще рано списывать со счетов. По крайней мере, до тех пор, пока только еще формирующееся Движение НПСР хоть как-то не сравняется по своему политическому весу с этим политическим ветераном.

Более того, после нынешней совместной (тонизирующей) компании есть основания предполагать, что именно КПРФ, при условии соответствующей внутренней национально-патриотической перенастройки, может стать ведущим общественно-политическим звеном будущей национально-освободительной борьбы. Это тем более так, что в Программе КПРФ есть соответствующий недвусмысленный пункт: «Соединить социально-классовое и национально-освободительное движения в единый фронт. Придать ему целенаправленный характер борьбы за единство, целостность и независимость Отечества». Нынешнее политическое воссоединение с НПСР фактически воплощает его в действие.

Опыт тесного взаимодействия с НПСР в рамках избирательных штабов не должен пройти для КПРФ без последствий – как идеологических, так и кадровых. Хочется надеяться, что не только ПДС НПСР проведет у себя серьезный «разбор полетов» по результатам прошедших выборов, но и структуры КПРФ – начиная с ЦК, и кончая обкомами и горкомами. Этого требует как дальнейшая общая национально-патриотическая стратегия, так и интересы самой компартии, обретшей в лице НПСР мощного соратника в политической борьбе, чего не было многие годы. Думается, в партии это уже понимают, сам факт выдвижения П.Грудинина в качестве объединяющего кандидата от всей коалиции патриотических сил, говорит именно об этом. Только в наращивании теснейшего политического взаимодействия КПРФ и НПСР в рамках разворачивающейся национально-освободительной борьбы можно в будущем рассчитывать на победу. Очевидно, данная тенденция на воссоединение так же необратима, любое размежевание здесь – шаг назад.

Исходя из сказанного, можно сделать принципиальный вывод. Для всех существующих и вновь образуемых отделений НПСР следует признать необходимым налаживание самого теснейшего взаимодействия с КПРФ, лучшей формой которого было бы прямое участие членов КПРФ в работе местных и региональных отделений НПСР. Более того, нет никаких формальных преград для постоянного участия КПРФ в деятельности ПДС НПСР в качестве коллективного члена, как в центре, так и в регионах. Только такое непосредственное структурное (и человеческое) взаимопроникновение обеспечит полное взаимопонимание и доверие между двумя крупнейшими оппозиционными силами современной России.

В заключении должен заметить, что в данной статье освещены лишь некоторые общие аспекты нарождающегося Общественного Движения, которые представляются автору в настоящий момент наиболее важными. Возможны и иные точки зрения на поднятые вопросы. Хочется надеяться, что «коллективный разум» нашего патриотического сообщества сумеет в конечном итоге сформировать концептуальную матрицу Движения в наиболее оптимальной, непротиворечивой и перспективной форме, сделав его способным реализовать весь тот народно-патриотический освободительный потенциал, который накопился к настоящему времени в российском обществе.

 

Александр Молотков

координатор ПДС НПСР Псковский регион.