Место статьи 282 в Уголовном кодексе РФ. Объект преступления

Место статьи 282 в Уголовном кодексе РФ. Объект преступления

Статья 282: Место в УК и объект деяния

В научной сфере внимание данной статье уделяется крайне мало. Во многом это связано с тем, что для большинства деятелей науки эта статья не представляет особого интереса, в отличие от нас, русских националистов и патриотов. В своей статье я хочу разобрать некоторые правовые аспекты данной нормы.

Начнем с места статьи 282 в Уголовном кодексе. Уголовный кодекс РФ, как и любой правовой акт, имеет свою структуру. Он делится на Общую и Особенную части. Общая и Особенная части в свою очередь делятся на разделы, которые содержат главы. А в главах перечислены статьи. 

Общая часть устанавливает основные принципы уголовного права, среди которых закреплено понятие преступления, виды наказаний, особенности назначения наказания и т.д. Она состоит из шести разделов (раздел I - раздел VI). Общая часть нас не будет интересовать в отношении разбираемой мною проблемы.

Деяния, которые государством признаются преступными, перечислены в Особенной части УК. В Особенную часть входят шесть разделов (раздел VII - раздел XII). Каждый раздел назван в соответствии с родовым объектом преступления. Каждая глава названа же в соответствии с видовым объектом, который является частью родового объекта.

Статья 282 входит в раздел X "преступления против государственной власти" в главу "преступления против основ конституционного строя и безопасности государства". На это следует обратить особое внимание.

Есть еще раздел IX, который называется "преступления против общественной безопасности и общественного порядка", в который входят, в частности, статья 205 (террористический акт), 206 (захват заложника), 209 (бандитизм), 212 (массовые беспорядки), 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 223 (незаконное изготовление оружия) и другие.
 
Возникает вопрос, против какой именно основы конституционного строя направлено данное деяние? Или же статья 282 направлена на обеспечение безопасности государства? Попробуем разобраться.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции, в ее статьях 1 - 15. Я могу выделить следующие основы:

- форма государства
- права и свободы человека есть высшая ценность
- источник власти - многонациональный народ
- верховенство Конституции и законов РФ на ее территории
- федеративное устройство РФ
- гражданство РФ
- РФ - социальное государство
- единство экономического пространства
- форма собственности земли и других природных ресурсов
- принцип разделения властей
- субъекты осуществления государственной власти
- идеологическое многообразие, многопартийность
- запрет экстремистских объединений и незаконных вооруженных формирований
- РФ - светское государство
- приоритет международных договоров над национальным законодательством

Какой основе конституционного строя противоречит деяние, предусмотренное статьей 282 УК РФ? Вы скажите, что вон, многонациональный народ... Но статья 282 подразумевает не только возбуждение ненависти по национальному признаку, но также и в отношении социальной группы. Куда вы привяжете эту "социальную группу"?

Раз государство так сильно переживает за права и свободы тех лиц, против которых возбуждена ненависть по какому-либо признаку, почему деяние, предусмотренное статьей 282, находится в разделе УК, где содержатся такие статьи, как 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия), 283 (разглашение государственной тайны) и т.д.?

Конституционный Суд РФ принимал решения в ответ на жалобы, поданные в связи со статей 282 УК. В качестве примера я взял Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года № 1503-О "ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КОРТАЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 282 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению данную жалобу. Нам будет сейчас интересно не то, какое решение он вынес и почему, а то, на что ссылается Конституционный Суд в подтверждение своей позиции с точки зрения нашей рассматрвиаемой проблемы. Вот что он указал в своем Определении:

Конституция Российской Федерации, исходя из того что Российская Федерация как демократическое правовое государство обязана обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту других конституционных ценностей, таких как суверенитет и государственная целостность Российской Федерации, единство статуса личности на всей ее территории, системы государственной власти и экономического пространства (статья 1, часть 1; статья 2; статья 3, часть 1; статья 4; статья 5, часть 3; статья 8, часть 1; статья 15, части 1 и 2), и что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), предусматривает возможность ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Названные конституционные требования соотносятся со стандартами, закрепленными в международно-правовых актах, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих убеждений и право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что осуществление этих прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе, в частности, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, прав других лиц (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, статьи 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).


Что ж, откроем нормы международных правовых актов, ограничивающие свободу мысли и слова, на которые сослался Конституционный Суд.

Всеобщая декларация прав человека

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 19

1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

!!! Только в данной норме сказано о государственной безопасности как цели ограничения свободы мысли и слова.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9

Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10

Свобода выражения мнения

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.


Естественно, когда говорится об ограничении в свободе мысли и слова с целью государственной безопасности в данных нормах в первую очередь подразумеваются неправомерные призывы. К примеру, призыв к захвату государственной власти, призыв к осуществлению насилия и т.д. Такие деяния соотносятся как с видовым объектом преступления (основа конституционного строя, безопасность государства), так и с родовым (государственная власть). Казалось бы, уже есть статья 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Зачем тогда вообще нужна статья 282?

Пленум Верховного Суда объяснил разницу между призывом (ст. 280 УК) и действием, направленным на... (ст. 282 УК). Выдержка из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности":

5. Обратить внимание судов на то, что статьей 280 УК РФ предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по статье 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления.
Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.


Притом не всегда очень понятно, как отличить призыв (ст. 280 УК), высказывание, обоснывавающее необходимость совершения противоправных деяний (ст. 282 УК) и критику (не является уголовно-наказуемым преступлением). Ладно, может призыв можно отличить... Но вот как доказать, что ты критиковал, если твое высказывание могло бы обосновать совершения противоправного деяния, либо существует неопределенность, что ты имел в виду? Грань от критики до уголовной статьи становится, таким образом, буквально в одном неосторожном предложении...

Впрочем, я уже начал говорить на другие проблемы, связанные со статьей 282...

Место статьи 282 в разделе УК, посвященного преступлениям против государственной власти, определено неправильно. Российская Федерации нас пытается убедить, что она якобы защищает права других лиц, в том числе, ссылаясь на международное право.

Хватит лицемерить! 282 защищает Российскую Федерацию. Не общество, не русский народ, а именно государство. И место этой статьи в соответствующем разделе Уголовного кодекса прямо на это указывает.

2 1011

Комментарии

Первое - "защиты прав и свобод других лиц".
Второе - "насильственное удержание власти".
Интересные моменты ...

0

Речь идёт о насилии. Насилие бывает легитимным и нелегитимным. Насилие государства при соблюдении определённых формальностей, в соответствии с законами, признаётся легитимным, если само государство легитимно, что по ряду обстоятельств учреждения, нельзя в полной мере отнести к РФ.

Видом насилия является религиозный экстремизм. Все идеологии и формы жизнеустройства, основаны на вере, традициях, науке, и не имеют рационального обоснования, по виду происхождения относятся к производным от религий, то есть и являются формами религий.

В истории человечества нет не одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов и людей отрицающих идеологии, нельзя считать людьми по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру — это по существу перелицованная религия.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе. Например культ денег, наживы, власти. И обратите внимание на отождествление народа (государство-образующего или правящего народа) и религии. А народ, как впрочем и религия, собраны на принципах отличия от других, нередко противоречащих и несовместимых (крайних, экстремальных).

Религия (народ), это самоидентификация, различный тип мышления, сознания, как отличается логическое мышление от образного или эмоционального; на основании которых, столетиями вёлся искусственный социальный отбор, определивший в итоге неповторимый идентификационный генотип. Не на пустом месте возникла народная мудрость: что русскому хорошо — немцу смерть, и наоборот. Это как раз о экстремальных культурно-цивилизационных различиях народов, религий, и недопустимости общечеловеческой стандартизации, при которой кто-то из народов с необходимостью должен умереть или быть посажен в тюрьму.

Термин «экстремизм», начал «использоваться в политических науках с середины XIX в. Вначале его применяли в отношении политических течений антимонархической направленности. Далее термин «экстремизм», наряду с термином «радикализм», стали использовать в отношении политических противников, вне зависимости от характера их деятельности и исповедуемых ими взглядов (заметим, что такое происходит в политике и сегодня).

Исходя из анализа международной дефиниции «экстремизма», под данным термином следует понимать насильственный захват власти, насильственное удержание власти, насильственное изменение конституционного строя. Подобное как я понимаю и произошло у нас в 1993 г., когда к власти пришли организованные представители религии меньшинства, на основе представлений о жизнеустройстве которых, и были выработаны форма государственного устройства, конституция, подчинённые(?)ей законы, и рассматриваемая здесь ст. 282.

В соответствии с вышеизложенным, ст.282 является, и должна рассматриваться частным случаем религиозного экстремизма по отношению к государство-образующему большинству — русской цивилизации. Большинство русской цивилизации, её основа и носители — русский народ, имеющий иные религиозные формы сознания, традиции, жизнеустройство, мировоззрение, этическо-морально-нравственные нормы, мистическое чувство, самоидентификацию, нежели народ объединённый экстремально противоположными русским ценностям, с помощью силы государства, его законов, настаивающий на на своих жизненных интересах, несовместимых с выживанием русской цивилизации, а значит русского народа. Это геноцид, ст. 357.

1