Патриотический ДЕТИктив
«Новая книга "Миша и Бабка-Ёжка"»
Фото: Наталья Синицына (Пустовит)
0 1097

Патриотический ДЕТИктив

Издательство «Сказочная дорога» выпустило в свет книгу архангельского писателя Александра Тутова «Миша и Бабка-Ёжка». Персонажи защищают историю своего волшебного мира, которую злыдни-оборотни норовят переписать в угоду новомодным тенденциям и вкусам заморских заказчиков.

Жизнь сквозь сказку

Вспомним в тысяча который-то раз, что сказка – ложь, да в ней намек. В реальном мире давно переписывают истории стран и народов, переиначиванию подвергается и национальная мифология. Увы, свою лепту вносят в это недостойное дело и авторы, вроде бы позиционирующие себя как патриоты.

Недавно прошедший по российским экранам «Последний богатырь», казалось бы, всем хорош, да вот только в бочонок меда его создатели ухнули целый черпак дегтя. Ну, зачем, спрашивается, было превращать благородного Добрыню Никитича в тирана и узурпатора? И это на фоне развязанного нашими ближайшими соседями и родичами абсурдного спора: чей богатырь Илья Муромец – великорусский или украинский? «Новое прочтение» былин и сказок идет нога в ногу с нетрадиционными трактовками привычных с детства исторических событий и героев. И вот уже СМИ, позиционирующее себя как «патриотическое», публикует статью, автор которой на полном серьезе утверждает, что Александр Невский… предал Русь. Вот если бы он выступил против монголов (то есть ввязался в самоубийственную войну на два фронта), только в этом-то случае русским его бы следовало чтить… если бы, конечно, после такого «героического самопожертвования» остались еще в мире русские.

События в книге происходят перед Новым годом. Начинается с того, что в школе, где учится Миша, начали переделывать учебники истории, литературы и прочие. И в этих учебниках богатыри оказались плохими, а заморское Чудо-Юдо, которое пыталось завоевать Лукоморье – положительным, «пыталось нести культуру». А книга Толкиена «Хоббит или Туда и обратно» оказалась чуть ли е под запретом, потому что Бильбо и его друзья обижали несчастных орков, гоблинов и прочих, украли кольцо у Голлума. Положительные герои мировой литературы стали отрицательными. И после всех этих наездов, наветов на сказочных героев друзья Миши собираются и начинают выяснять, почему это стало происходить.

И выясняется, что группа приближенных к лукоморской Думе товарищей пытаются изменить историю, чтобы заставить сказочных лукоморцев вести себя хорошо и послушно. Из-за этого происходят различные опасные, экстремальные события. Очень помогают одному из главных злодеев, Мальчишу-Плохишу, соратнику Карабайса-Барабайса, заморские буржуины: финансируют издание этих учебников, присылают разных злодеев.

Сказочный мир – калька с мира реального, земного, повседневного. Вот и в Лукоморье Александра Тутова переписчики учебников стремятся внушить юному поколению, что орки и гоблины – персонажи сугубо положительные, а хоббиты и их союзники – коварные и жестокие завоеватели мирных народов… А русские богатыри несознательные и невоспитанные, Заморское Чудище обидели. В борьбе с темными силами юные сыщики проявляют выдержку и сообразительность, рискуют, вступая в противоборство со злом – и выходят победителями, как и подобает героям настоящей сказки. Зло наказано, ложь разоблачена и посрамлена. Хочется, чтобы и «в реале» так было всегда.

Читатели «Миши и Бабки-Ёжки», возможно, зададутся вопросом: стоит ли смешивать детскую сказку с окружающей действительностью, превращая привычных с детства героев в депутатов, бандитов и прочих героев и антигероев нашего времени, заставлять нечистую силу скакать с криками «Саурон придет – порядок наведет», а гномов – митинговать против рейдерского захвата ресторана? А почему нет? Разве русская и советская литературная сказка чуралась злобы дня? Разве нельзя рассказывать детям о проблемах окружающего мира на доступном их пониманию языке, через сказочные сюжеты и образы? Разумеется, без соблазнов демонстративного осовременивания и вульгаризации. И развлекать, и поучать, учить жизни, учить добру, учить пониманию вечных истин, которые меняют облик в соответствии с духом времени, но не меняют сути. Считаю, что Александр Тутов с задачей справился. Его лукоморский детИктив учит юного читателя ориентироваться в нашем мире, не делить людей на идеальных и пропащих. Ведь Кощей, Серый Волк и Змей-Горыныч могут, говоря официальным языком, «встать на путь исправления», а сугубо положительный герой проявить малодушие и трусость.

Если маленький человек с детства вберет умом и сердцем эти немудреные, но важные истины, значит, сказка действительно – добрым молодцам урок, значит, и в жизни нашей будет больше молодцев, богатырей и добрых волшебников и меньше упырей, орков, соловьев-разбойников и всякой прочей нечистой силы.

Скоро сказка сказывается, да нескоро пишется. Над «Мишей и Бабкой-Ёжкой» писатель работал несколько лет. Теперь на его творческом горизонте вырисовывается третья книга из лукоморского цикла, где героев ждут новые приключения. До новых встреч со старыми знакомыми! Будем надеяться, до скорых встреч.

Анатолий Беднов, г. Архангельск.

Последние новости
22 сентября, в день 225-летия столицы Краснодарского края, региональное отделение движения Национально-патриотических сил…
5 митинг против пенсионной реформы прошёл в Борисоглебске.…
Спасибо Александру Колдоркину за его самоотверженный труд на благо общества.…